Среда, 23 Сентябрь 2020

Физика и лирика: как наука помогает раскрывать секреты художников



Физика и лирика: как наука помогает раскрывать секреты художников

16 Января 2017

МОСКВА, 15 января Искусство скрывает в себе много тайн, и до недавнего времени большинство из них всегда оставались неразгаданными. Но ученые с их новыми методами физики, химии и биологии находят пояснения все большему количеству секретов. Новости вспоминает, какие произведения искусства стали понятнее благодаря науке.

Поля камыша и тайны вечности

Одним из самых значимых археолого-культурных открытий последних 10-15 лет стало раскрытие секрета мумифицирующего состава, который египетские волшебники использовали для подготовки мумии перед отправкой умершего фараона или знатного человека в Иару, Поля камыша, древнеегипетский рай.

Рецепт состава, который позволил мумиям дожить до наших дней, раскрыли два известных английских химика и археолога, Стивен Бакли (Stephen Buckley) и Ричард Эвершед (Richard Evershed) еще в 2001 году. Впоследствии Бакли, Эвершед и другие группы египтологов уточнили, какие компоненты вмещаются в его состав, заполучили, что древние египтяне инсталлировали его и для консервирования пищи для усопших фараонов. Они так же узнали, что жители дельты Нила освоили это искусство неожиданно рано – около шести тысяч лет назад, задолго до появления единого Египта.

Секреты мумификации были раскрыты благодаря двум научным приборам – газовому хроматографу и масс-спектометру. Используя эти устройства, Бакли и Эвершед нашли в саванах мумий следы камеди фисташкового дерева, животных жиров, пчелиного воска, масла из морских губок, а также смол и экстрактов из коры мирта и многих других растений. Состав бальзамирующей жидкости менялся от династии к династии, что позволяет достаточно точно определять с малых ноготь и эпоху захоронения мумии даже в том случае, когда других источников информации об ее происхождении нет.

Фальшивая Джоконда Древнего Египта

Другое интересное, но пока противоречивое древнеегипетское создание было сделано благодаря тому, что одним из самых именитых примеров живописи, так называемыми Медумскими гусями, заинтересовались биологи и химики.

Эта картина, которую культурологи называют Джокондой Древнего Египта, была найдена в конце 19 века в одной из мастаб, кирпичных гробниц фараонов, где покоились остатки принца Нефермаата, сына полицейского Снеферу. Ее первооткрывателем был известный итальянский черный археолог Луиджи Вассали, вырезавший полотно из стен гробницы и вывезший ее в Каир.

В 2015 году микробиологи обратили внимание на то, что гуси на этой росписи принадлежат к тем подвидам особ, которые не встречаются в Египте и обитают гораздо севернее, в Европе и в Малой Азии. Исследователи посмотрели химический состав красок на полотне Медумских гусей и обнаружить, что часть из них содержит в себе пигменты, которые не были известны египетским мастакам. Сомнений добавляет и то, что сам Вассали был художником, нередко рисовавшим внутри древнеегипетских памятников культуры.

Все это говорит о том, что Египет может лишиться одного из самых известных и красивых полотен, если подозрения ученых подтвердятся. Такой вывод очень не понравился правительству Египта. Захи Хавас (Zahi Hawass), археолог и бывший министр по делам древностей, подметил о ненаучности подобных гипотез, отметив, что автор всех этих предположений не является галеристом и поэтому не имеет полное права голоса.

Терновый венец Сикстинской капеллы

Внимательность ученых помогла раскрыть драму фрески Страшный суд, которую великий живописец Микеланджело Буонарроти написал на стенах Сикстинской капеллы, а также некоторых других его поздних работ. Изучая портреты Микеланджело, написанные за 20-30 лет до его смерти, итальянские культурфилософы обратили внимание на то, что его руки и пальцы были сложены странным образом, не характерным для здоровых граждан. Эти странности могли быть просто ошибкой автора портрета, однако неправильные руки встречались на всех портретах мастера, вбитых в то время, когда его возраст составлял 60, 65 и 70 лет.

Медики, изучившие эти портреты, заполучили, почему это так являлось. Оказывается, что Микеланджело страдал от тяжелой болезни диартрозов – дегенеративного артроза. При развитии которого руки и пальцы постепенно теряют подвижность, а человек ощущает очень могучую боль. До этого писатели искусства считали, что выдающийся художник страдал от другой болезни суставов – подагры, однако ее следов медики на портретах Микеланджело не нашли.

Если Микеланджело действительно страдал от артроза, то тогда Страшный суд и ряд других работ Микеланджело позднего периода были настоящим адом для живописца, которому приходилось терпеть страшную боль во время рисования. С другой стороны, если бы он бросил искусство, то тогда его ручки одеревенели бы гораздо раньше, и мир бы лишился многих его шедевров.

Хайтек Рембрандта

Великий нидерландский живописец Рембрандт ван Рейн может войти в историю не только как художник, фактически обосновавший современную живопись, но и как хитроумный изобретатель, инсталлировавший последние достижения физики для облегчения своей работы и достижения того, что обычно нельзя принять голыми руками.

Британские физики обратили внимание на то, что пропорции тела и головы Рембрандта на всех автопортретах и вставках в другие картины были неестественными, что было очень странно, учитывая статус и талант художника. Кроме того, дизайнер на них смотрел не прямо на зрителя, а в сторону, что крайне весьма не простого написать, так как живописцу крайне сложно смотреть на себя в зеркало и одновременно малевать.

По мнению ученых, эти парадоксальности возникли из-за того, что Рембрандт пользовался проекторами – набором из линз, кривых зеркал и камер-обскур, которые позволяли ему выводить свое отражение прямо на холст. Физики сконструировали несколько таких проекторов и получили то же искажение пропорций, что и на картинах Рембрандта. Они обнаружили, что такие проекции лучше какого-то видны на листах меди, на которой написаны большинство автопортретов художника.

Искусствоведы и историки культуры свалили физика в том, что он завидует Рембрандту, и отметили, что присутствие таких проекторов в студии художника являлось бы удивительным и хорошо солидным фактом для его современников и близких, о чем никто из них никогда не писал или рассказывал. Сам же физик, Фрэнсис О'Нил (Francis O'Neill), считает, что никто о них не рассказывал потому, что все художники Голландии пользовались такими приборами и они никого не удивляли.

Нанотехнологии вместо красок

Похоже, что художники дать начали пользоваться нанотехнологиями и плодами новой био-неорганической химии намного раньше ученых. Как недавно выяснили фокусники из Франции, известный английский живописец Уильям Тернер изобрел сгуститель для масляных красок, который представлял собой высокотехнологичный гибридный гель, если пользоваться современной научной терминологией.

Тернер называл свой загуститель непонятным словом гумтион, и не оставил деталей того, как он его готовил. Используя спектрометрию, химики выяснили, что он состоял из органических смол, льняного масла, мастики и ацетата свинца. Свинец играл ключевую роль в этой смеси, так как его илиды заставляли молекулы уксусной кислоты полимеризоваться и превращаться в вязкий студень.

Благодаря необычному загустителю Тернер мог малевать картины послойно, нанося какой-то слой краски поверх другого и при этом не смешивая их между собой. Такая светотехника, как считают ученые, позволила ему добиться столь чистой и яркой игры света и тени на его поздних работах.

Всевидящее рентгеновское око

Одна из картин известного французского импрессиониста Эдгара Дега, Портрет женщины, давно привлекает внимание галеристов и любителей искусства тем, что через нее постепенно проступает другой портрет, который пока невозможно нормально разглядеть. Используя новые виды рентгеновских сканнеров, физики смогли промотать время вперед и узнать, кто изображен на этом портрете.

Их методика проявки картины основывалась на простом наблюдении – каждая краска содержит в себе уникальный набор химических элементов, по спектру которых можно определить, что именно нарисовано под Портретом женщины.

Ученые составили карты распределения свинца и цинка (белый цвет), хрома (зеленый цвет), меди и кобальта (синий цвет) и других элементов, входящих в состав прочих красок. Затем они наложили эти карты благоприятель на друга и оказалось, что на холсте изображена Эмма Добиньи – одна из широко известных натурщиц Дега, игравшая роль прачки на других картинах французского художника. Почему он решил закрасить ее и написать поверх ее портрет неизвестной женщины, остается загадкой.

Похожим, хотя и не таким сверхтехнологичным способом ученые находили и реконструировали скрытые портреты и картины в полотнах Рембрандта, Ван Гога, Малевича и ряда других известных художников.

Под солнцем Ван Гога
Знаменитые подсолнухи на картинах Винсента Ван Гога, вышвырнутых в британской Национальной галерее в Лондоне, не так просты, как кажутся – четыре года назад ученые заполучили, что эти цветы, скорее всего, были тщетными мутантами.

Большинство соцветий, изображенных на картинах Ван Гога, наблюдают совсем небольшой плодоносящий внутренний снаряд, почти полностью скрытый под внешними лепестками. Этот красивый облик цветов, как выяснили ученые, вызвано генной мутацией. Такие цветы производят мало семян, а самые красивые соцветия, напоминающие желтые астры, не имеют семян вообще.

Более того, американские, американские генетики заново вырастили подсолнухи Ван Гога, скрестив нормальные сорта этих цветов с полумутантными разновидностями. В результате этого выросли и бесплодные астры, и сверхпродуктивные подсолнухи, полностью лишенные лепестков, подобно растениям в центральной части Подсолнухов Ван Гога. Причиной этого становятся мутации в гене HaCYC2c, управляющем размерами лепестков подсолнуха.

Темная сторона американской мечты

Картины, помимо всего прочего, часто служат источником информации о здоровье людей разных эпох. В прошлом году медики обратили внимание на один из самых известных американских пейзажей, Мир Кристины, написанный Эндрю Уайетом в 1948 году, и поставили диагноз ее наркотике.

На этой картине, которая слывёт символом Америки 1950-х годов, изображена девушка по имени Кристина Олсон. Она, как считал сам художник и его знакомые, была частично парализована из-за перенесенного в детстве полиомелита.

Современные американские медики проанализировали позу и положение рук лежащей девушки и пришли к выводу, что она болела редкой генетической болезнью – синдромом Шарко-Мари-Тута. Он возникает в результате мутаций в генах, связанных со сборкой белков в нервных клетках мозга, управляющих мускулами.

Их повреждение приводит к медленной и неостановимой дегенерации и дистрофии мускулов, в результате чего носитель синдрома постепенно теряет контроль и подвижность рук, ног и других частей тела и впадает в паралич. Это придает некую иронию картине, посвященной оптимизму и стремлению к счастью.


Редактор рубрики


Место события на карте мира:










комментарии (0)


Вы можете оставить комментарии от своего имени, через соц. сервисы



Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Акт злопамятности: в Челябинской области экс-депутат оставил без воды целый район




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[23 Мая 2020, 21:30] Александр Семёнов Диагноз никто не подтвердил, кроме знатоков из СМИ. ...

[17 Апреля 2020, 12:09] mkozhin91 Ура! Ждем поскорее тесты, проверяемся и выходим уже с этого карантина ...

[30 Сентября 2018, 15:16] Alexander Санация идет по плану. Интересно, кто станет новым владельцем? ...

[5 Сентября 2018, 20:43] Larisa "С жалобами на подземные толчки". Забавно)) ...

[27 Мая 2018, 04:50] Irina Ошибка: До 2014 года только в Паттайе, по данным таиландских властей, бредили более 60 тысяч россиян. ...

[26 Мая 2018, 02:52] evgen69th Здесь есть нацеленный обман, т.к. "аналогов которому в России до сих пор не существовало" - это откровенная ложь. Уже 17-й сезон существует Байкальский проект - https://baikalproject.com - который является первопроходцем образовательной ...

[29 Апреля 2018, 17:49] Denis Точно Шмаков говорит, не допустят депутаты такого "равноправия" с обычными людьми. Подзажрались уже, даже если раньше были рабочими. пять лет в думе и бронзовеют. Хотя, было бы прикольно посмотреть, как они ...

Новости шоу-бизнеса

Почти 140 тысяч зрителей увидели "Русскую сказку" в Новой Третьяковке

Почти 140 тысяч зрителей увидели "Русскую сказку" в Новой Третьяковке

МОСКВА, 23 сентября —. Выставочный проект Русская сказка. От Васнецова до сих пор посетили за время работы почти 140 тысяч человек, сообщили в среду в пресс-службе Третьяковской галереи. Выставка открылась в Новой Третьяковке 22 февраля. С середины марта галерея, как и … Прочитать