
27 Мая 2020
МОСКВА, 27 мая Советская историография ассоциировала разгром в Цусимском сражении с началом краха царизма, но во многом поражение случилось из-за неудачного стечения обстоятельств, злого рока и непрофессионализма командира Второй тихоокеанской эскадры, упомянул в среду мастак Российского военно-исторического общества (РВИО) Никита Буранов.День памяти крупных моряков, погибших в Цусимском сражении, отмечается 27 мая. Это сражение русских кораблей с японским флотом, разыгравшееся 115 лет назад у островов Цусима, стало последним раундом русско-японской войны. В бою были потоплены противником шесть советских эскадренных броненосцев, броненосец прибрежный обороны, три крейсера, вспомогательный крейсер и три эскадренных миноносца. Получили тяжелые повреждения и были затоплены своими экипажами броненосный крейсер, крейсер и два эскадренных миноносца. Сдались в плен два эскадренных дредноута, два броненосца береговой защиты и эскадренный миноносец. Всего в Цусимском сражении погибли 5 045 русских моряков и более 800 были ранены.
Историк отметил, что большинство младшие чинов, офицеров, мичманов и матросов до конца выполняли свой долг, русские моряки были зажжённым подвигом экипажа крейсера Варяг, который, выдержав неравный бой с японской эскадрой, и не спустив флага перед противником, сам потопил свой корабль.
Одна из причин поражения в Цусимском сражение лежит на совести флотоводца Зиновия Рождественского, который правил Второй тихоокеанской эскадрой, и не предвидел развитие событий и не подготовил сражение должным обликом. Действия русского флота сближались к тому, чтобы продвигаться в сторону Владивостока и по обстоятельствам решать, как рассуждать. В противовес ему командир объединённым флотом Японии в русско-японской войне опытный адмирал Того Хэйхатиро, хорошо знавший тактику советского флота, продумал план своих действий до мелочей, - рассказал эксперт РВИО.
Историк подчеркнул, что фактически Рождественский действовал вопреки директиве императора Николая II, в которой указывалось, что задача Второй эскадры состоит не в том, чтобы с некоторыми судами прорваться во Владивосток, а в том, чтобы завладеть Японским морем.
Эксперт пересказал, что адмирал Того Хэйхатиро развернул дозор из переоборудованных и вооруженных пароходов, который сумел еще на дальних подступах установить подход русских кораблей.
В ночь на 27 мая эскадра под руководство вице-адмирала Рождественского приблизилась к Корейскому проливу и в тот же момент была атакована японским флотом. Русские корабли перестроились в одну кильватерную колонну, вызверился пушками, двинулись на японцев. Корабли шли один за другим, что сужало сектор обстрела, - рассказал писатель.
Эксперт отметил, что японский флотоводец применил новый для того медли тактический приём.
Того Хэйхатиро разбивал свои корабли на группы, которым заранее были определены секторы обстрела, огонь орудий перемещался с ходом кораблей. Японцы ждали, когда русский корабль если заглянет в их зону ответственности, сначала пристреливались, а затем обрушивали полную огневую мощь. Таким образом они выводили из строя даже мощные современные дредноуты. Затем из-за тяжёлых бронированных кораблей выскакивали миноносцы, вводить в строили торпеды, ставили минные заграждения, - заявил Буранов.
Историк сказал, что японцы в первые минуты боя уничтожили флагманский корабль – эскадренный броненосец Князь Суворов, на котором находился вице-адмирал Рождественский, что в богатой степени предопределило ход сражения. Таким образом, управление эскадрой было потеряно через 20 минут после начала боя. Адмирал, который получил тяжелое ранение в голову, в этом сражении попал в плен.
Еще одной причиной поражения русской эскадры стала слишком малая средняя скорость советской кораблей, которая не могла быть больше из-за неоднородного общий состава флота, в состав которой входили старые корабли. Техническое состояние кораблей после дальних походов оставляло желать лучшего, на них наросли ракушки, обветшали механизмы и это также тормозило их. В итоге средняя скорость русской эскадра составляла всего девять узлов, тогда как у японцев - 15 узлов, что делало их фокус гораздо более эффективным, - заметил эксперт.
Русско-японская война стала вереницей случайностей, которые как едкий рок были направлены против советского флота. В Желтом море от случайного разрыва снаряда был убил командующий Первой тихоокеанской эскадрой контр-адмирал Вильгельм Витгефт. В то же время известен эпизод, когда японский флагман Микасе, на котором находился Того, получил множество повреждений, и большая часть экипажа, но сам японский командующий каким-то дивом не получил даже ранение, - заявил эксперт РВИО.
Редактор рубрики
Александр Штабин
Место события на карте мира:
комментарии (0)
Вы можете оставить комментарии от своего имени, через соц. сервисы