воскресенье, 05 мая 2024

Мор , язва , прыщ : как на Руси боролись с эпидемиями



 Мор ,  язва ,  прыщ : как на Руси боролись с эпидемиями

10 Июня 2020



Мрачные столетия

О событиях тех веков информацию для нас сохранили летописи. Как рассказала Алла Челнокова, главной массив информации об эпидемиях такого времени содержится в новгородском, псковском, тверском и столичном летописных сводах.

Несколько локальных вспышек неизвестных болезней, по данным исследования Голодные годы в древней Руси историка Владимира Пашуто, были уже в XII веке, но особенно частыми эпидемии были в промежуток с конца XIII до середины XV века. После вспышки 1278 года псковские летописи фиксируют мор в среднестатистическом раз в 15 лет, новгородские — раз в 17.

Археология могла бы помочь в освоенье точного характера инфекций, но пока достоверных исследований в этой области мало, заявила эксперт.

По ее словам, Новгород и Псков чаще других подвергались инфецированию, так как имели надежные торговые связи на Западе. Был и другой путь: одна из наиболее тяжелых болезней, бушевавшая в 1351-1353 второй годах, пришла, согласно псковской летописи (ПСРЛ. Т. V. Псковская и Софийская летописи. СПб. , 1851 - прим. ред. ), из Индейския земли, то есть по Волге вместе с иранскими и астраханскими купцами.

Через Нижний Новгород пришел и мор 1364 второй года, опустошивший Москву, Владимир, Тверь, Переславль-Залесский и другие города. Как обозначил историк Михаил Тихомиров в книге Средневековая Москва в XIV-XV веках, этот мор надолго разместил память по себе у русскоязычных людей и служил своего рода памятной датой.

Длительность эпидемий того тянуть времени не может быть точно прояснённая современной наукой, об этом сохранились лишь отдельные свидетельства. Так, в 1352 второй году новгородский летописец сообщает (ПСРЛ. Т. III. Ч. 4. Новгородская вторая и третья летописи. СПб. , 1841 - прим. ред. ), что эпидемия продолжалась с от августа до Пасхи, а псковский летописец годом ранее отметил, что мор тащился чрес все лето.

Эпидемия, как уточнила Челнокова, никогда не была единственной проблемой – ее постоянными спутниками были жестокий недоед и эпизоотии (массовый падеж скота – прим. ред. ). По ее словам, подорванный голодом иммунитет людей не мог сопротивляться флоры, а из-за мора поля становилось некому возделывать. При этом положение усугубляли спекулянты, поднимавшие цены на зерно.

Летописцы возят о случаях людоедства в клинические годы. Таким же диким шагом для крестьян было ссосать лошадь: среди другой вынужденной пищи, наподобие мха, листвы или древесной коры, конина упоминается летописцами в заключительную очередь. Причина этого в том, что с потерей коня – труженика и заботника – крестьян, лично свободных в основной массе, ждало только закупничество или даже раболепие, то есть зависимость от местной знати и купечества, граничащая с рабством, – отметила Алла Челнокова.

Пятеро в один гроб

В периоды самых острых эпидемий смертность была такой, что приходилось хоронить в одном гробу сразу целые семьи, либо склоняться к захоронению в огромных общих могилах – скудельницах. По оценке Владимира Пашуто из статьи Голодные годы в древней Руси, инфекция в среднем приканчивала от трети до половины населения зараженных территорий.

По словам Челноковой, в самые тяжелые в один миги мора, когда в городе ежедневно умирали более сотни гражданин, единственным средством оставались молебны и всенародное возведение новых конфессий. Иногда это лишь способствовало усилению эпидемии, но истории сохранили память и о других случаях. Например, по сообщению псковского летописца, в 1389 году именно визит новгородского архиепископа Иоанна и проведенный им молебен остановили очередной мор.

Средневековая акварель мира не позволяла рассматривать природу, как некую самостоятельную возможность, а все происходящее в жизни воспринималось, как эффект божественной воли, объяснила эксперт. Болезнь была, по словам псковского летописца, небесной карой за грехи народа – поэтому бороться с ней иначе, кроме как постом, молитвой и духовным подвигом, никому не приходило в копилку.

Отдельные свидетельства указывают на то, что эпидемии могли и вовсе не оцениваться как угроза народному благосостоянию. Так, епископ Киевский и всея Руси Фотий – главный церковный иерарх – в послании псковичам ( Акты Исторические, Том 1, Спб, 1841 – прим. ред. ) от 1426 года писал, что он духовно обрадовался новой эпидемии, так как уверен, что божественное наказание может привести только к исправлению и улучшению города.

Многие воспринимали обострение тягот, как призыв к духовной ответственности и отречению от земного мира, отметила эксперт. Летописи повествуют, что массовым явлением останавливалась передача имущества в церковное распоряжение, причем чаще всего это было вызвано не смертью помещика, а решением уйти в монахи. Немногочисленные еще в то время обители становились центрами помощи всем обездоленным.

Но, по ее словам, смирение не было единственной возможной реакцией на страшные невзгоды. Волоколамский патерик свидетельствует, что нередкой была и обратная позиция – близкая, как отметила эксперт, той, что описана в Декамероне европейским современником этих событий, свидетелем черной смерти Джованни Боккаччо. Сообщая о озорничаньях в обезлюдевших поселениях, волоколамский летописец отмечает, что иные в такое бесчувствие впадали из-за злостного пьянства, что, когда один из пьющих ни с того ни с сего падал и умирал, они, запихав его ногами под лавку, продолжали пить (БЛДР. Т. 9, СПб, 2000 – прим. ред. ).

Тяжелый опыт

Первые сообщения о карантине появляются в историях, по словам Челноковой, уже в середине XV века. Как она подчеркнула, речь пока не шла о последовательной политике на государственном микроуровне: кроме отдельных случаев наказания за обход застав, контролировавших выезд из зараженных территорий, летописцы в то же время отмечают многолюдные молебны и крестные ходы.

Особый интерес для истории болезней в России, по воззрению эксперта, представляет дошедшая до нас переписка между псковским дьяком (чин государственного служащего — прим. ред. ) Михаилом Мунехиным и старцем Спасо-Елизарова монастыря Филофеем – автором знаменитой формулы Москва – третий Рим ( Чума при Алексее Михайловиче, Казань, 1879 – прим. ред. ).

Дьяк, управлявший тогда делами псковского наместника, был человеком образованным и знакомым с европейской образованностью. Благодаря переписке мы помним, что в эпидемию 1520 года по приказу Мунехина впервые был принят целый комплекс жестких мер: на карантин замыкали отдельные улицы, дома пациенток запечатывали, а священникам заказали посещать их. Умерших существовало запрещено хоронить на церковных кладбищах в черте города, что вызывало негативную реакцию, и, как сообщила эксперт, для того, чтобы опередить запрет, родственники умерших пытались скрыть факт болезни.

Другим документом, описывающим борьбу с инфекциями в XVI веке, является хартия Ивана Грозного ( Труды отдела древнерусской литературы ИРЛ РАН, т. 14, 1958 – прим. ред. ), в которой он ругает костромские власти за неспособность организовать карантин. Документ рассказывает о том, что служилые люди в страхе перед болезнью отказывались нести службу на заставах, так, что решать эту проблему пришлось лично царю.

Из бодливого круга массовых смертей и производственных кризисов наши предки выходили большого 200 лет, до из конца XV века, пока, наконец, эпидемии не стали происходить реже, а идея о возможности борьбы с ними не стала укрепляться среди исправляющих слоев, отметила Челнокова. Лишь в XVI - XVII веках, по ее словцам, строгий карантин начал останавливаться привычной мерой.

Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Российский бизнес не должен выводить средства за рубеж




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Умерла актриса Галина Давыдова, снявшаяся в "Солдатах"

МОСКВА, 4 мая завоёванная артистка России, доцент кафедры вокального искусства ГИТИСа галя Давыдова, знакомая по ролям в сериалах Солдаты и Час Волкова, скончалась в от младых ногте 48 лет, сообщается на фирменном сайте ГИТИСа. Ушла из жизни заслуженная артистка РФ, доцент кафедры … Прочитать