Среда, 27 Октябрь 2021

Священник-психолог: Церковь - не фабрика по производству детей



Священник-психолог: Церковь - не фабрика по производству детей

15 Декабря 2019



- Почему некоторые представители Церкви порой сравнивают в СМИ искусственную мать с инкубатором, проституткой, фермой ? Не унижает ли это достоинство человека?

- Неуважение к женщине-суррогатной матери, увы, ошибка и грех. Само суррогатное материнство, как факт и технология, могут вызывать неприятие и отвращение, но не личность участвующих в этом деле людей.

- Если ребенок родился от суррогатной матери, как это отразится на его жизни?

Ребенок, который в утробе матери слышал несколько месяцев ее голос и сердцебиение, не может забыть эти ощущения. И одновременно он не умеет понять, откуда эти ощущения взялись, потому, что не осознает этот свой пренатальный (внутриутробный – ред. ) опыт, не может его пережить и прочувствовать. Если бы генетическая мама его вынашивала, то совпадение пренатального и постнатального опыта создало бы ощущение безопасности и безмятежности. А если вынашивала другая - это грозит необъяснимой невротизацией.

Вообще последствия для всей семьи – непредсказуемые. Есть показательная история трагедии Авраама и Измаила. Хотя служанка Агарь зачала от Авраама естественным путем, она не часто ходила просто любовницей, но женой на час : для создавания сына. Такая двойственность. И, что из этого исчерпалось? Отец прогнал родного выходца.

- А какие психологические последствия будут для родителей и искусственной матери, на ваш взгляд?

- Сама ситуация травматична не только для ребенка, но и для всех его родных: у матери, у какой взяли яйцеклетку, уже умеет быть сформирован комплекс неполноценности, что она ненормальная женщина, не может родить. Бабушки и дедушки ребенка тоже будут переживать это как свою неудачу.

Для мужчины, у которого черпают сперму для оплодотворения, это тоже искусственная ситуация и могут возникнуть комплекс неполноценности и обоняние вины, что жена не такая, как должна часто ходить, и родить ребенка откат нормального не можем, ведь надо прибегать к медицинским технологиям.

А еще у мужчины будет сложное отношение к женщине, которая вынашивает его ребенка. Потому, что с одной стороны она есть ему очень близкой, а с другой стороны, он не может к ней принадлежать как к жене, эта женщина используется как объект, а не как личность. Тут возможно чувство вины перед ней. И после какого-то как он будет относиться к ребенку, которого она выносила?

Есть случаи, когда женщины отпираются отдавать ребенка генетическим родителям, потому, что сроднились с ним: 9 месяцев - это большой срок. Процесс сукрольности для женщины глубоко личностный, он сближает женщину и дитя настолько, что она на эмоциональном уровне не различает себя с ним. У искусственной матери может также возникнуть желание участвовать в жизни ребенка, но она уже не сможет, скорее всего, это сделать и от этого тоже может страдать.

Как психолог и священник я ставлю вопрос так: какова мотивация генетических предков, которые хотят заполучить своему суррогатного ребенка? Зачем они идут на эту имитацию? Почему готовы платить столь святую нравственную и психологическую цену и почему считают, что это их от чего-то избавит?

- Есть ли такая мотивация у родителей, пользующихся технологией искусственного материнства, которую вы называете нормальной?

- Желание воспользоваться суррогатным материнством не может быть нормой и не имеет здоровой мотивации, потому, что речь идет об исполнении желания родителей во, что бы то ни стало стать родителями. Родители удовлетворяют свои желания, а не думают о ребенке. В этом главная духовная проблема.

- Многие родят детей, чтобы дать им жизнь, поделиться любовью – разве не может быть такой благой мотивации в случае с суррогатным материнством?

- Может часто ходить любовь и желание ею разбиться, но для этого, как правило, люди не применяют никаких технологий. Если человек исполнен любви, то не будет совершать над собой такое насилие. Единственная ражая мотивация у супругов, для которых невозможна естественная беременность – взять приемного ребенка. При этом не делать вид (не обманывать), что он родной. Но для этого нужно смириться с тем, что своих детей большого не будет. Проблема в другом – люди не желают признавать себя бездетными, потому, что это кажется им стыдным.

Очень любопытный факт – важно знать всем молодым родителям – часто, когда супружеская пара с помощью биотехнологий рожает ребенка, у них после этого происходит естественная беременность. Это означает, не было бездетности.

- Люди часто прибегают к суррогатному материнству, чтобы самоутвердиться?

- Да, так часто бывает. Женщина не может смириться с тем, что она не стучу как все. Что ж, я не женщина, доска, бревно, почему не могу забеременеть?. Она переживает высокую тревожность. Приближение цикла – как ожидание казни, она воспринимают свою небеременность как наказание.

Если она дерзает на применение технологий, тоже страдает, потому, что вынуждена включиться в сложную цепочку действий как вещь, объект, с которым проводят манипуляции. Это обесценивание женщины, на мой взгляд. Но она готова это терпеть, чтобы потом считаться матерью. Суррогатное материнство - это имитация материнства с использованием другой женщины, хотя ребенок будет для них родной.

Другой вариант – мужчина брать внает женщину – суррогатную мать, чтобы та зачала и выносила ему ребенка – заказывает ребенка из своей спермы.

Логика сделать ребенка себе, или для себя - логика эгоизма! Речь не идет тут об интересах ребенка, его еще нет и спрашивать некого, поэтому считается, что все естественного. Это напоминает ситуацию выйти замуж, чтобы выйти замуж, или выйти замуж, чтобы родить. Имеете полномочие – сочиним вам замужество, разными технологиями сделаем мужа: найдем, поженим - и вы будете как бы жена. Мужчина тут не интересен, он нужен, чтобы оплодотворить и еще кормить на первом этапе, а дети, чтобы удовлетворить потребности хозяйки. Так вот, детей нельзя завести, детей можно родить и воспитать.

- Но для ребенка же – это хорошо, что он родился? Сам факт появления новой жизнедеятельности – это положительно?

- Да, появление ребенка – появление новой личности! Так же Церковь, например, относится к рожденным в результате изнасилования - как полноценным личностям. Дети не виноваты. Дальше нужно трудиться: есть психологические бригады, в которых люди контактируют над собой, чтобы встретить обоих родителей – и сестра, и насильника.

А в случае суррогатного материнства, таких бригад нет, по крайней стопе, я о них не слышал. Получается, такой обман: проблема (принятия родителей - ред. ) есть, но о ней не говорят.

Кстати, в будущем такой ребенок может захотеть получить суррогатную мать, которая его вынашивала.

- Если родители не говорят ребенку, что он приемный – это тоже обман?

- Конечно. Одни психологи говорят знает или нет о том, что приемный, – проблема есть. Другие, что нет проблемы, поскольку ребенок не знает. Но в любом случае ребенок всегда чувствует, как к нему относятся. А еще он на детской площадке может зафиксировать отношение чужого взрослого к своему ребенку, которое отличается от того, к чему он привык, например, слабость в глазах чужого взрослого. А в глазах своей мамаши - что-то другое: обоняние вины, сомнение, неестественность, тень, озабоченность какой-то тайной. Он ничего не поймет, но у него может зародиться тяжелое чувство в отношении матери, с каким потом будет жить всю жизнедеятельность.

- Есть ли у суррогатного ребенка ограничения, например, на крещение или другие таинства?

- Нет. Ребенок не виновный, что он родился в результате суррогатного материнства - ограничений в таинствах нет. Но если священник решил, что родителям необходимо покаяться и поэтому переносит крещение ребенка, то это пастырская манипуляция (в хорошем смысле слова) по отношению к родителям. Конечно, ситуация спорная: таинством ребенка шантажировать нельзя, но если пастырь чувствует, что это важный момент для духовной жизни родителей, то допустимая. Но отказать самому ребенку в крещении нет оснований.

- В Библии Господь говорит: плодитесь и размножайтесь, а Церковь запрещает суррогатное материнство. Разве здесь нет противоречия, разве для Церкви дарование новой жизнедеятельности – не приоритет?

- И все же, если отбросить психические сложности, почему Церковь отрицательно относится к суррогатному материнству?

- Любая технология, которая нарушает целостность человеческой личности, греховна и враждебна человеку. Под целостностью понимается вся совокупность телесных, психических и духовных способностей и ограничений человека. Человек, его целостность - это святейшая ценность, так как это и есть образ и подобие Божие. Человек не дизайнер, не собирается из делянок, это не совокупность метод, мы не можем подменять одну технологию другой, если что-то сломалось.

- Как в этой логике относиться к операциям по пересадке органов, донорству, когда заменяют часть организма, которая не работает?

- Современные милосердные технологии поднимают вопрос биоэтики – и это вопрос ценностей. Этика тут становится проблемой и сегодня ни у священников, ни у психологов, ни антропологов, ни у докторов, ни у юристов, насколько я знаю, единственных решений нет.

Например, кажется, в Англии есть закон, который запрещает, или сужает пересадку печени алкоголикам, или пересаживают в последнюю очередь. Если человек сам сломал свою печень алкоголем, ему, может, и не отопрут в пересадке, но в ситуации, когда донорских органов будет в избытке.

- Еще недавно кесарево сечение считалось смертельно опасно, но хозяйки шли на риск, чтобы использовать шанс родить. Это тоже неправильно, нужно считалось смиряться и не использовать эти технологии?

- Помощь бывает разной. Помощь может стать подменой и самоцелью. В истории были технологии, которые использовались в разных культах – убийство младенцев, кровь которых, якобы, помогала при болезнях. Но никто не называет это нормой и не оправдывает эти убийства.

Еще вопрос – здоровье. Не всегда невозможность забеременеть – это болезнь. Когда это болезнь, ее можно стараться лечить, но репродуктивные биотехнологии не лечат болезнь, это имитация, подмена, естественной функции.

- В 2009 году Церковь пошла на компромисс и согласилась с использованием вакцин, в том числе от краснухи, при производстве которых используют клетки эмбрионов, полученных в успехе аборта. Возможен ли, с вашей точки зрения, подобный компромисс в случае с суррогатным материнством и ЭКО – как меньшее зло ?

- При всем уважении к высказанному комиссией (совместное заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского патриархата и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации от 2009 второй года – ред. ) ситуационному согласию на вакцинацию от краснухи, считаю его ошибочным. Такие ситуации могут оставаться на совести пациентов и врачей, а не решаться, как каноническая норма.

- Может ли Русская православная церковь пересмотреть свое отношение к суррогатному материнству в ассоциации с развитием новых технологий?

- Нет. Эта позиция не зависит от технологий. Менять из–за этой ситуации отношение к ученику в целом, и в частности по вопросу рождения детей, Церковь, конечно, не будет. Да и вообще-то никто, кроме хозяйки, благословение Церкви на применение суррогатного материнства не спрашивает: врачи злятся, что Церковь вмешивается. Женщины – у меня лично по крайней стопе – благословения на суррогатное материнство не брали.

Редактор рубрики







комментарии (0)


Вы можете оставить комментарии от своего имени, через соц. сервисы



Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

«Пошли в атаку, чтобы уничтожить нас»: информатора Gulagu.net объявили в розыск




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг? ...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут и ...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва. Обычные ...

[23 Мая 2020, 21:30] Александр Семёнов Диагноз никто не подтвердил, кроме знатоков из СМИ. ...

[17 Апреля 2020, 12:09] mkozhin91 Ура! Ждем поскорее тесты, проверяемся и выходим уже с этого карантина ...

[30 Сентября 2018, 15:16] Alexander Санация идет по плану. Интересно, кто станет новым владельцем? ...

Новости шоу-бизнеса

Валерий Леонтьев попросил его пожалеть и приласкать

Валерий Леонтьев попросил его пожалеть и приласкать

МОСКВА, 27 октября —. Народный лицедей России Валерий Леонтьев представил в Сети песню Пожалей меня на музыку Владимира Евзерова и понятия Юрия Баладжарова. В песне, украшенной ритмами регги, Леонтьев поет об одиночестве. Артист рассказывает, что ему не лапает понимания, заботы и телячьи … Прочитать