суббота, 27 апреля 2024

Сергей Беляков: торговля готова к любому развитию событий с коронавирусом



Сергей Беляков: торговля готова к любому развитию событий с коронавирусом

25 Июля 2020



— Какие изменения коронакризис вызвал в российской торговле?

— Когда в середине марта возник ажиотажный спрос, мы не знали точно, сколько он продлится, хотя предполагали, что этот импульс краткосрочный. Но изменения, к которым он привел, краткосрочными не были. Нам необходимо было исключить те опасности, с которыми столкнулись ритейлеры и потребители в Европе, в Соединенных Штатах. Коронавирус пришел в Россию чуть осознаннее, и мы уже казали опыт других стран — неудачные полки, очереди в лабазах, невозможность купить даже продукты первой необходимости. Это развивало определенную модель поведения. И мы понимали, как надо не допустить реализации такого же сценария у нас, наглядно показать, что нам выйдет избежать рисков, связанных с даже малейшим дефицитом продуктов, с ростом цен.

Сейчас, осматриваюсь назад, можно сказать, что мы достаточно плавно прошли этот период, но в тот момент потребовались серьезные усилия и торговых сетей, и поставщиков, и региональных властей. Потребовались и существенные денежные вложения. Когда ты укупаешь большее количество товаров, чтобы обеспечить их быстрое появление на полках, ты тратишь отдельные средства, но при этом ты понимаешь, реализовать аккумулированные запасы, когда ажиотажный спрос пройдет, будет сложно. И ты принимаешь на себя риски и дополнительные издержки, связанные уже с утилизацией непроданных товаров. В среднем по торговым сетям, входящим в АКОРТ, стоимость поддержания завышенных запасов в период пандемии подписала 1, 5 миллиарда рублей в месяц.

Кроме того, мы научились активно работать с небольшими поставщиками. Это совершенно новый характер, поскольку торговые сети по всему миру заключают контракты в основном с крупными поставщиками и производителями, которые могут точно обещать поставки продукции в течение долгого времени, способы обеспечить качество товаров, доставлять нужные продукты и с нужной частотой. Небольшие поставщики обычно не могут этого гарантировать. Но в пандемию мы столкнулись с переделкой, когда даже крупные поставщики не смогли удовлетворить возросший спрос с нашей стороны. Нет, не потому, что они плохо работают, а потому, что производственные мощности имеют предел. На фоне этого мы начали работать с небольшими фермерскими хозяйствами, региональными поставщиками. Торговые сети существенно упростили процедуру закупки, формы договоров, на время карантина объявили мораторий на штрафы за недопоставку. Это еще один фактор, который позволил продовольственному ритейлу подлинным безболезненно пройти этот период.

Еще один важный урок, который мы вынесли из сложившейся ситуации, — все участники товаропроводящей цепочки научились оперативно решать вопросы, связанные с ценообразованием, с условиями поставок в сети, без вмешательства регуляторов — законотворцов, правительства, Федеральной антимонопольной службы. Мы остались в рамках рыночных отношений без управленческой дубинки, которая заставляла бы кого-то из нас вести себя так, а не иначе. Это стало возможным благодаря ответственному поведению и ритейлеров, и поставщиков.

— Что происходило в непродовольственном ритейле?

— Если продовольственный раздел боролся с повышенным спросом, сдерживал цены, заполнял полки товарами, сокращал сроки поставки, то непродовольственный ритейл подлинным остановил свою работу. Было только два способа реализации продуктов: онлайн-канал и пункты экстрадиции заказов, но и тот и другой требовали серьезной переналадки работы, что приводило к существенным издержкам. Серьезно упал трафик, до 90%, практически обнулилась выручка, коя не могла быть компенсирована торговлями через эти два канала. Это сочеталось с необходимостью можно проводить обязательные платежи — зарплаты, налоги, плату за общественные услуги и аренду.

Тем не не более можно с уверенностью сказать, что весь ритейл с вызовами пандемии справился. Но это не значит, что переделка идеальная или, что мы не увидим банкротств в отрасли. Экономические последствия коронавируса еще впереди, мы оценим их в полном объеме позже. Но все же мы не просто выжили — мы сумели не потерять клиентов, сумели поддержать, насколько это возможно, бизнес производителей и поставщиков. Кроме того, торговля всегда была фактором сдерживания потребительской инфляции — нам удалось сохранить этот статус и в условиях кризиса. Мы смогли максимально снизить потери производителей и покупателей, сами понесли очень серьезные расходы. Ритейл сможет восстановиться, но на самом деле третий и четвертый квартал текущего года подчеркнут, насколько обоснован мой осторожный оптимизм. История еще не закончилась.

— Если говорить о других изменениях в ритейле, еще весной очень серьезно стали разгораться интернет-продажи товаров.

— Тренд на намного более частые покупки в интернете мы наблюдали еще в 2018 хотя бы году, но, действительно, фактор карантина заставил ускорить развитие онлайн-продаж. И в этом мы тоже были успешнее коллег из других стран. Если в Великобритании заказанные через доступ в интернет товары нужно было ждать по восемь-десять дней, а иногда вплоть до 20 дней, то у нас доставку можно проводили в течение трех-четырех дней. Причем для многих торговых сетей это был первый опыт работы с онлайном. Карантин принудил ускорить планы и вводить в строй службы заказа и доставки в очень сжатые сроки. Три или четыре дня потребовалось нам на перестройку всех процессов, а потом была очень быстро налажена логистика, поднятым объемы поставок, количество сотрудников, автотранспорта.

Весна сформировала у многих граждан лояльность к онлайн-покупкам. Если в 2019 году весь формат электронной коммерции и онлайн-доставки составлял всего 6, 1% от общего товарооборота по всему ритейлу, включая непродовольственный, то по итогам этого года мы ожидаем рост этого показателя вплоть до 10%.

В марте-мае спрос на онлайн-заказы в магазинах вырос на 50-60%. В среднем по отрасли на 30%, но, конечно, это стряслось во многом за счет непродовольственной розницы. Но даже в продуктовом ритейле доля онлайн-продаж в товарообороте составляла 1, 8% в конце 2019 года, а сейчас она уже больше 3%.

Я думаю, что тренд на покупки онлайн будет только укрепляться, потому, что мы сформулировали привычку приобретать все необходимое, не выходя из дома, или, по крайней мере, не тратя времени на посещение магазинов в традиционном уставе. Кроме того, москвичи научились доверять доставке товаров из категории фреш и не боятся заказывать на дом свежие кизилы, овощи, скоропортящуюся снежную продукцию или мясо. Хотя раньше это был самый неистребованный сегмент в онлайн-продажах крупных ритейлеров.

— Ритейлеры на фоне коронавируса огласили о ряде антикризисных мер — мораторий на штрафы для поставщиков, обнуление торговой наценки. Подобные меры продолжают действовать?

— Все антикризисные меры, разумеется, носят временный характер. Они и позиционировались нами как преходящие решения. Мы будем отказываться от них по мере такого, как экономика выйдет в режим нормальных рыночных отношений. Это касается и обнуления коммерческой наценки. Ведь, что это такое: это наценка, связанная с необходимостью компенсировать издержки торговой организации — фонд оплаты труда, аренда, общественные платежи, санитарная обработка. Когда сети вводили нулевую наценку на ряд социальных товаров, они сразу говорили, что это временная мера — никто, ни поставщики, ни мы не можем работать себе в убыток.

Второй момент — штрафы. Действительно, мы подметили, что вводим мораторий на применение штрафных санкций, скрученных с ответственностью за недопоставку или несвоевременную поставку товаров. В обычное время это мера, помогающая торговым сетям правильно планировать закупки и поставки и не допускать злоупотреблений. В условиях коронавируса у поставщиков были затейливости, связанные с логистикой, но отказ от применения штрафов при недопоставке по объективным причинам, приятно отметить, не привел к заметным нарушениям. Я думаю, что в будущем это создаст условия для развития практики более качественного взаимодействия сетей и поставщиков. Но это тоже была временная мера, и сейчас, когда ситуация выправляется, списать сбои на какие-то ограничения уже невозможно.

— Изменения в поведении потребителей, которые появились в связи с коронавирусом, — покупки в онлайне, более рациональное потребление — останутся ли в дальнейшем или они тоже носят временный характер?

— Тренды, которые вы назвали, формировались и до марта 2020 года. Во многом это связано с низеньким уровнем доходов населения, с минимальным, по официальным источникам, их ростом в новые годы. События этого хотя бы года усилят их и будут приказывать новую модель поведения: подвигаться в магазин реже, иметь только то, что действительно нужно.

На фоне роста онлайн-покупок высокого сократились импульсивные покупки — то, что обычно берут в последний момент в прикассовой зоне. По ним сокращение торговель произошло практически на 60%. Я думаю, что мы будем это наблюдать и в 2020, и в 2021 году, потому что, помимо коронавируса, будет играть роль фактор сокращения реальных находимых доходов. Он во многом будет определять поведение и москвичей, и ритейла, сформулирует вызов, на который мы должны будем ответить. Конечно, сейчас некоторое время будет заметен компенсационный рост спроса на товары с увеличением частоты походов в магазины и ростом серединного чека. Это эффект длительного сидения дома, когда поход в магазин воспринимается как форма досуга, которая долгое время была недоступна или доступна с ограничениями.

У этого есть еще одно неприятное последствие. В минувшем году мы много говорили, что фактором, определяющим политическая экономию и производителя, и поставщика, и ритейла является слишком большое количество промоакций и доля товаров, которые продаются со скидками, она составляла порядка 50%. Наша совместная повестка заключалась в том, чтобы снизить эту долю. Но в ситуации, когда реальные доходы не просто не вытягиваются, а, наоборот, падают, вряд ли окажется снизить долю промоакций. Хотя это снижает доходы и разработчиков, и ритейла.

— Восстанавливается ли посещаемость в супермаркетах и гипермаркетах?

— Да, она восстанавливается. Если говорить про непродовольственную розницу, трафик восстанавливают практически все большие магазины. Но все равно он пока не дотягивает до докризисного уровня. Период восстановления, мне кажется, будет долгим и очень плавным.

— Какую динамику розничных продаж по итогам года вы ожидаете?

— Консенсус-прогноз АКОРТ — по итогам 2020 хотя бы года непродовольственный товарооборот российской розничной торговли может сократиться до 35% и более к 2019 году, продовольственный покажет небольшой рост, гораздо скромнее, чем тот, на который мы давать растали в начале года. Но я осторожно надеюсь, что цифры падения по непродовольственной рознице все же будут меньше. Пока темпы восстановления и трафика, и выручки выше, чем мы ожидали изначально. Сейчас мы подводим финансовые видимый результаты за первый и второй участки, формируем ожидания сетей на второе полугодие. Пока прогнозы не радужные, мы не ожидаем быстрого восстановления финансовых признаков, в том числе с учетом возможности второй волны коронавируса.

Здесь уместно заметить, что все меры, о которых я говорил в начале, понадобили серьезных вложений и инвестиций. Но были и другие. Более трех миллиардов рублей в месяц требовалось только на лекарственное средства индивидуальной защиты, санитарную культивацию залов и защиту сотрудников. Огромные издержки связаны с непременными платежами для непродовольственного ритейла — также порядка трех миллиардов целковых ежемесячно в марте-мае. А еще сдерживание роста цен в тех категориях, где зануления торговой наценки не было: мы часто не могли приобрести повышение цен поставщика либо, чтобы рост не сказался на покупателе, мы сильно разглаживали его, растягивая во тянуть времени.

— Еще торговые сети создали запасы товаров первой необходимости. Насколько обременительно их поддерживать?

— На поддержание увеличенных запасов в распределительных центрах и складских помещениях магазинов нуждается порядка 1, 5 миллиарда целковых ежемесячно. В обычное время запас прочности ритейлера — две-три недели, и нет нужности закупать больший объем. Сейчас мы все равно сохраняем четырехнедельные запасы на случай второй шерсти коронавируса или нового периода завышенного спроса. Это вдвое вящего, чем в обычных условиях.

— А возможен новый ажиотажный спрос, если вторая волна придётся?

— Скорее всего, нет, нового ажиотажа не будет, а если он и возникнет, то в существенно младшем объеме. Население страны, столкнувшись с неопределенностью из-за коронавируса, поняло, что нет никаких рисков дефицита продуктов или взрывного роста цен. Я уверен, что теперь туристы будут вести себя более разумного, не побегут в лабазы, скупая все подряд, потому, что знают, что на следующий день все продукты на полке останутся. И не будут формировать запасы продуктов, которые вскоре могут испортиться, а будут тратить лекарственное средства на нужные вещи.

Однако мы готовы к любому варианту развития событий. Мы накопили запасы продуктов первой необходимости — и провизионных, и бытовых: имы, туалетной бумаги, лекарственное средств обработки помещений. Мы знаем, как быстро организовать их доставку, как работать с местными администрациями, как мучиться в условиях пропускной системы, знаем, с кем мучиться из поставщиков, поэтому — нет, повторения мартовской переделки я не ожидаю.

Кроме того, АКОРТ подготовила регламент работы коммерческих организаций на случай второй шерсти коронавируса. В первую очередь это касается непродовольственной розницы, но и на продовольственную торговлю он тоже распространяется. Если наш проект будет одобрен, его соблюдение позволит не причинять при росте заболеваемости столь жесткие ограничения на работу ритейла, какие мы наблюдали весной.

— Что включают в себя эти исправляла — как магазины дезинфицируются, как продукты выкладываются на полки?

— Да, но это только часть регламента. В нем несколько направлений. Первое — то, что мы вырезаем, чтобы поход в коммерческий зал был максимально безопасным. Здесь тоже есть несколько аспектов. Например, в коммерческом зале могут находиться сотрудники только в средствах индивидуальной защиты. Предполагается более частая обработка коммерческого зала и поверхностей в нем — корзинок, тележек, полок, дверных ручек и дверей, всего, к чему можно прикоснуться. Кроме того, это принципы работы, обеспечивающие социальную дистанцию: информационные носители, звуковые сообщения, разметка, защита в кассовых зонах, которая откладывает кассира от покупателей.

Другое большое направление — это работа с москвичами. Мы в пределах своих полномочий ограничиваем доступ в коммерческий зал и обслуживание тех туристов, кто может создавать опасности для других покупателей и сотрудников магазина, тех, кто не применяет средства индивидуальной твердыни и не носит перчатки и маски. И третье — работа с органами власти. Это принципы оперативного взаимодействия, когда информация о возникающих проблемах быстро доводится до правоохранительных органов, до местных администраций, а они, в свою очередь, в рамках своих полномочий принимают решения, опускающие злоупотребления. И, разумеется, обязательное исполнение требований Роспотребнадзора. Это три важных блока. Если такой регламент будет поддержан, то мы уповаем, что ограничения в случае второй волны будут более плавными для ритейла.

Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Президент РФ: цифровые платформы нужно создать во всех ключевых отраслях экономики




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

В Лувре изучат возможность выставить "Джоконду" в отдельном зале

ПАРИЖ, 27 апреля Знаменитую картину Леонардо да Винчи Мона Лиза, также именитую как Джоконда, могут выставить в отдельном помещении Лувра из-за ее вразумительности, следует из слов директора музея Лоранс де Кар. Всегда неприятного, когда условия приема (посетителей - ред. ) не на высоте, … Прочитать