22 Февраля 2022
СОЧИ, 22 февраля —, Павел Сурков.Перед концертом Игорь Бутман поведал в интервью, как он выбирает, что играть, об отношении к фестивалям и взаимосвязях классической и джазовой музыки.
— Как появилась программа Прогулка ? Идея обратиться к Мусоргскому принадлежала вам или Юрию Башмету?
— Сложно сказать, но, наверное, все-таки первый импульс исходил от меня. Мы же с Юрием Абрамовичем все время общаемся и спрашиваем друг у друга: Что нового? Что делаем?
Мы с моим оркестром записали практически полный цикл Картинок с выставки Мусоргского в оригинальной аранжировке. И когда я об этом поведал Башмету, у него возникла идея сделать лейтмотивом выступления именно тему из Прогулки — одну из самых узнаваемых мелодий этого цикла. Мы решили, что с нее начнем, а потом будем подсоединять разные другие произведения и выйдет целая программа. Такое своеобразное путешествие не только по музыке Мусоргского, но и по тому, что мы делали и делаем.
— Вы выступали вместе уже много раз. Как из всего того, что вы можете исполнить двумя джаз-оркестрами, сложить программу и не повториться при этом?
— У нас огромный репертуар. Так, что сделать программу в стилистике классика и джаз, показать все выгодные стороны этих двух ликов музыкального искусства не так не так простого.
Например, есть композиция Blues Symphony № 7, где мы соединили симфонию Шостаковича с музыкой Дюка Эллингтона. Получилось очень интересно, и при этом не пошло, не банально. Потому что, как мне кажется, мы сохранили уважительное отношение к обоим композиторам. Ведь у Эллингтона есть и духовные сюиты, и произведения по мотивам музыки Чайковского с цитатами из Щелкунчика. Он не просто джазовый композитор, он гораздо больше, чем может показаться неискушенному слушателю.
— Юрий Башмет — сложный партнер?
— Он просто гениальный партнер. Легкий, с ним невероятно интересно, мы доверяем друг другу. В его оркестре настоящие мастера. Да и мы подтягиваемся: надеюсь, за эти годы стали намного лучше играть. Всегда приятно слышать теплые слова и комплименты от Юрия Абрамовича, потому что, конечно, наш оркестр тянется к известным образцам джаза и любое замечание от такого мэтра, как Башмет, дорогого стоит.
— Чем вы можете объяснить растущий интерес публики к фестивалям, почву которых составляет классическая музыка?
— нас очень культурный народ, очень интересующийся. Голодный до бестелесной пищи. На этом карнавале все совершенно логично: во-первых, выдающиеся звезды, а во-вторых, есть великолепный уровень сервис. Сочи — город, куда хочется приезжать: море отелей, хорошие рестораны, природа. Ну и, конечно, сам Юрий Абрамович — личность выдающаяся.
Я, кстати, замечал, что после хорошего концерта люди красивее выглядят: выходят с улыбками, спина распрямляется, неровности исчезают. И чаще всего это происходит на концертах самый обычной музыки или очень хорошего джаза.
— У вас ведь тоже лежит собственный фестиваль в Сочи. Можно ли говорить, что именно личность художественного руководителя и притягивает основную массу публики?
— Ну, конечно, я высоко о себе думаю, чтобы к нам так же приезжала публика со всего мира, как это происходит, скажем, на Ньюпортском джазовом фестивале. Да, это во многом связано с личностью художественного руководителя. Люди доверяют Башмету, подсознательно познают, что это не проходной концерт, не халтура, что это определенного рода знаковое событие.
— Вы упомянули Ньюпорт, но есть же и Монтрё — еще один фестиваль, начинавший как джазовый, а превратившийся в своеобразный музыкальный интернет-форум, где смешались все шератоны: и поп-музыка, и рок. Но эпитет джазовый фестиваль в Монтрё не потерял.
— Для меня Монтрё — это антиправильный джаз-фестиваль. Дело в том, что промоутеры в стремлении заработать больше денег зовут туда артистов, которые не имеют никакого отношения к джазу. Это касается даже этих звезд, как, выговорим, Стинг, не говоря уже о Рики Мартине и прочих поп-артистах.
Хотя, основного, сам Монтрё стал известен благодаря песне Smoke On The Water группы Deep Purple, которую джазовой не назовешь, — может, дело в этом? Но почему-то сообразовывается, что под джаз-фестиваль можно подмять все, и мне это не очень нравится. Может быть, продюсеры не хотят ставить задачи джазменам играть так, чтобы не не нужно было приглашать Стинга?
— А как же тогда то, что мы наблюдаем сейчас: выступление джазового оркестра на фестивале, основанном на классической музыке?
— А это обратная тенденция, и классика чисто исторически первична. Но вот когда поп-артист говорит, что он не сторонний джазу, то мне это кажется некоторым лукавством. Он может быть талантливым, однако все равно играет поп-концерт, а не джазовый. И это некоторым образом вводит публику в заблуждение. В почве этого фестиваля лежит классическая музыка, которую Юрий Абрамович сводит то с театром, то с джазом, — и получается интересно.
Конечно, всегда можно было бы пойти по самому простому пути: пригласить кого-то из поп-артистов — и плебс соберется! Можно даже это оправдать, что перед нами, мол, популяризация классики. Но это опять же будет определенного рода натяжка. Потому, что те, кто придет посмотреть на поп-звезду, вряд ли потом пойдут на джазовый или концерт классической музыки.
— Легко договариваются между собой джазист и академический музыкант?
— Что относится нашего с Башметом сотрудничества, то у нас все время удивление друг от друга и, когда мы вместе, возникает творческий зуд: мы что-то придумываем и как бы подбадриваем, подстегиваем друг соседа. Когда джазовый музыкант играет импровизацию, можно восхититься его фантазией и мастерством.
Некоторые классические арфисты — с их образованием и талантом — могли бы быть великолепными импровизаторами, но они боятся слова импровизация как яра. А вот Юрий Абрамович не боится, он это чувствует нутром. Да и все участники ансамбля Солисты Москвы могли бы быть великолепными импровизаторами, я уверен!
— Было ли такое, что вы чем-то удивили Юрия Башмета?
— Как-то — то ли после концерта, то ли после репетиции — я сидел за роялем и что-то наигрывал. А Юрий Абрамович эту мелодию услышал, запомнил, доработал и иногда играет ее на рояле. Вот такой привет от него — мне.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....