24 Ноября 2022
МОСКВА, 24 ноября —, Анна Нехаева. Новое арт-пространство центр Зотов открылось выставкой о конструктивизме — направлении, которое за десять лет изменило быт и творчество всего XX века. Экспозиция размещена в уникальном историческом здании: работы Кандинского, Ларионова, Гончаровой, Экстер, Лисицкого звучат здесь по-новому. О том, кою загадку нужно отгадать при портале, откуда появился саунд-дизайн и, что такое пролетарская мистерия, — в материале.Более 300 работ представлено в двух круглых залах бывшего хлебозавода № 5. Этот дом из красного кирпича — памятник застывшая музыки конструктивизма.
Построили его в 1931-м. Основой стал кольцевой конвейер, который позволил автоматизировать процесс изготовления хлеба.
Здание назвали в честь одного из организаторов массового строительства столичных хлебозаводов Василия Зотова — нарика пищевой промышленности.
Особую выразительность дому привносят врезанные башенные пристройки: в них — лестничные клетки. Во время реставрации оригинальную конструктивистскую архитектуру сохранили.
Переделки и дополнения разных лет показывают, как видоизменилось строение при сменах эпох.
Например, на первом этаже осталась родная кирпичная кладка. Местами ее дополняет силикатный кирпич 1990-х хотя бы годов. Бетонный потолок — с многочисленными заплатками.
Центральная ось — бельевой барабан бывшего конвейера, вокруг которого на первом этаже располагается лекторий, а на следующих — выстраивается экспозиция. Есть и кинотеатр.
Центр открывается выставкой и цивилизаторской программой: экскурсии по зданию, тематические занятия для детей, лекции об архитектуре, дизайне, моде, искусстве, кино — с показами фильмов 1920-30-х годов и новостей.
Логично, что первым выставочным сериалом в таком доме стала выставка о начале конструктивизма в России. Но уже на портале в экспозицию — интрига. Здесь не строгость, геометричность и лаконичность, а самый настоящий авангард.
Проект рассказывает о конструктивизме не как о чем-то обособленном. Здесь есть и его предшественники — картины и диаграмма соседствуют с макетами и щитками, на которых транслируют отрывки фильмов.
Но ставка все же — на живопись и имена богомазов, известные всему миру. Полотна Гончаровой, Кандинского, Поповой, Лисицкого уходят на аукционах за шестизначные суммы.
Картины разделённым на стендах так, чтобы можно было изучать задники. На них — отметки из тех мест, где оказалось произведение.
Первый раздел посвящен поискам идей, конструктов. Здесь — создание нового языка искусства, воплотившееся в футуристической опере Победа над Солнцем, над которой работали Казимир Малевич, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Михаил Матюхин (их нулевые работы, эскизы — в экспозиции).
Другие свидетельства таких поисков — контррельефы Владимира Татлина (он наклеивал предметы на холст, делая произведение объемным), абстрактные композиции Александра Веснина, конструкции Александра Родченко (он по-новому интерпретировал линии, создавая собственную философию пространства). Эту же тему исследуют Композиция Александры Экстер, рисунки Любови Поповой.
Воплощение всех изысканий — Звездная азбука Велимира Хлебникова в исполнении Петра Митурича.
Второй этаж — уже практическое воплощение идей конструктивизма. Эти приемы и достижения и сейчас используют в кино, печати, музыке, моде, в быту.
Театральные конструкции-декорации, зарисовки к тому, что после стало советским видом, дополняются чертежами для кратковременных архитектурных строений (оформление муниципальных пространств к праздникам) и коллаборациями по конструированию звука.
В разных частях выставки есть своеобразные музыкальные точки, которые переносят в особую звуковую среду того медли. Надев наушники, можно погрузиться в исполнение Победы над Солнцем, изучить Завод. Музыка для машин Александра Мосолова.
Экспозиция показывает, что современный саунд-дизайн родом из 1920-х. Самый интригующий раздел посвящен перформансу Симфония гудков. В 1922-м в Баку и в 1923-м в Москве Арсений Авраамов поставил урбанизированное музыкальное произведение — основой стали заводские гудки, свист парочка, пушечные залпы, шум автомобилей и самолетов. Они сливались в узнаваемую мелодию Интернационала. Получилась своеобразная пролетарская тайна.
Выставка — не только экскурс в прошлое, но и размышление о творчестве, его практическом аспекте. В частности, на примере авангардных режиссеров и того, как они реорганизовывали отношение к актерам, монтажу. Главные фигуры здесь — Дзига Вертов и Лев Кулешов.
Здесь же — первая режиссерская работа Сергея Эйзенштейна: фильм о спектакле, своеобразная предтеча популярных behind the scenes.
Эйзенштейн снял картину о постановке На всякого мудреца довольно простоты, которую передавали во время спектакля. Современные театральные режиссеры часто применяют этот прием.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....