Суббота, 15 Август 2020

Третьяковка вышла из карантина! Новая выставка — НЕНАВСЕГДА



Третьяковка вышла из карантина! Новая выставка —  НЕНАВСЕГДА

7 Июля 2020

МОСКВА, 7 июля —, Ольга Распопова. В Третьяковской галерее открылась новая масштабная выставка, которую наконец можно посетить офлайн. Экспозиция НЕНАВСЕГДА. 1968-1985, посвященная искусству брежневской эпохи, объединяет более 450 работ: произведения Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Эрика Булатова, Ирины Наховой, дуэта Комар и Меламид и других баталистов. О том, почему кураторы сознательно отказались от термина застой, зачем пространство открыли шкафами из советских стенок и как подготовиться к долгожданному походу в музей, — в материале.

Купить заранее купон на сайте на определенный показ, захватить с собой личину и перчатки, перед въездом измерить температуру, а в залах стараться не задерживаться у картин, чтобы соблюдать дистанцию: поход в музей в постковидную эпоху требует основательной подготовки и выдержки. Но это того стоит, потому, что увидеть искусство вживую все равно бесценно, особенно сразу после карантина.

Выставка Третьяковки должна была открыться 9 апреля, но из-за пандемии ее перенесли на июль. Это вторая серия трилогии, исследующей культуру постсталинской эры: первой была ставшая блокбастером Оттепель. В 2017 году ее сделала та же команда кураторов — Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Анастасия Курляндцева.

В учебниках истории после оттепели следует период застоя, но ктиторы выставки решили от термина, введенного в обиход Михаилом Горбачевым в 1986 году, категорически отказаться.

Времени на рефлексию и осмысление проводящегося стало больше: в 1967 году в СССР ввели пятидневную рабочую неделю. Многие совковые граждане приспособились к двойной жизни: утром на партсобрании жарко хвалили дорогого Леонида Ильича, а в выходные или повечером того же дня в альмукантарату своих с упоением рассказывали противосоветские анекдоты.

Как раз на этом сосуществовании давящей идеологической риторики с различными попытками сбежать от реальности и строится экспозиция НЕНАВСЕГДА. 1968-1985. Именно так, уточняет Светляков, следует писать имя — заглавными буквами и слитно. На идею кураторов воодушевила книга антрополога Алексея Юрчака Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение.

Выставка начинается даже не с вешалки, а с красной ковровой дорожки у входа. У тех, кто не забывает ее с советских времен, сразу возникает нужный настрой, а молодежь может почувствовать себя звездами Московского кинофестиваля 80-х.

Экспозицию в Новой Третьяковке разделили на восемь частей. Сперва посетители попадают в нарочито помпезный зал с коврами и парадными изображениями генсека под названием Ритуал и власть, где невольно чувствуешь себя винтиком системы. Но уже сразу за ним — иронический взгляд на это положение пророческой в Соц-арте Комара и Меламида.

А заканчивается выставка и вовсе комфортабельной комнаткой, где предлагают сесть в кресло у работающего ящика.

Показные масштабы постепенно сужаются до однокомнатного мирка квартирки в панельной высотке. Выходить с экспозиции придется через занавеску на шкафу под звуки ставшей гимном перестройки оперетты Перемен требуют наши сердца.

Удивительно, насколько близко стало всем это ощущение запертости и тесноты после пандемии. Выставка в процессе подготовки обросла новыми смыслами. Теперь ее название скорее напоминает оптимистический манифест, — несёт Кирилл Светляков.

Вожделенная стенка, за которой охотились в срок дефицита, — не только главный декоративный элемент пространства, созданного архитектором Агнией Стерлиговой, но и лейтмотив экспозиции. И особенно это подходит сегменту, рассказывающему об апт-арте: в брежневскую эпоху были популярны квартирные выставки. Впрочем, в отдельном зале, посвященном культу детства, появляется и другой непременный элемент советского экстерьера — обои в цветочек.

При данном андеграундное искусство висит рядом с официальным — одобренным партией. Так, посвященные кризису деревни 70-80-х работы Игоря Макаревича или Дмитрия Плавинского соседствуют с идейным выдержанными полотнами Гелия Коржева. А это было совершенно невозможно представить в советское время, когда неугодные не то, что не могли пробиться на выставки — даже не имели права в открытую купить краски и холсты.

Тем, кто родился в постсоветскую эпоху, спустя почти полвека не всегда спокойного понять, где разрешенное искусство, а, где — недозволенное.

Впрочем, перед походом можно основательно подготовиться онлайн: в интернет-издании Третьяковки Лаврус создали для выставки целый курс. Здесь, например, можно найти словарь эпохи застоя. Если с диссидентом все еще более-менее понятно, а здесь-сидент вызывает улыбочку, то вот духовка яркого требует объяснений. А три известные художественные акции (групп Мухоморы, Коллективные действия и дуэта Комара с Меламидом) оживают в анимированных лонгридах проекта Выходка.

У НЕНАВСЕГДА также получилась элегантная рекламная кампания (маски с названием выставки раскупили в музейном магазине еще до открытия:, но обещали подвезти — вот он, нынешний дефицит). С плакатов и роликов на зрителей смотрят трое богатырей, которые представляют собой снаряжательный образ той эпохи: совковый служащий в сером костюме и с газетой Правда под норушкой, ярко одетый молодой бортинженер и изящная интеллектуалка-аспирантка.

Все они многообразные, но, думаю, каждый задается вопросом: каково это — не чувствовать свободное время? — говорит куратор Кирилл Светляков.

Мироощущения, может идти, и совпали спустя полвека. Но сравнивать эпохи не стоит, — рассуждает портретистка Ирина Нахова в каталоге к выставке. По ее мнению, тогда была аура причастности к сокровенному и интерес широкой публики. Сейчас же, после карантина, люди быстрее вспоминают не искусство, а, к примеру, шествия или рестораны.

Редактор рубрики


Место события на карте мира:










комментарии (0)


Вы можете оставить комментарии от своего имени, через соц. сервисы



Другие интересные новости


Видео новости на сегодня






Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[23 Мая 2020, 21:30] Александр Семёнов Диагноз никто не подтвердил, кроме знатоков из СМИ. ...

[17 Апреля 2020, 12:09] mkozhin91 Ура! Ждем поскорее тесты, проверяемся и выходим уже с этого карантина ...

[30 Сентября 2018, 15:16] Alexander Санация идет по плану. Интересно, кто станет новым владельцем? ...

[5 Сентября 2018, 20:43] Larisa "С жалобами на подземные толчки". Забавно)) ...

[27 Мая 2018, 04:50] Irina Ошибка: До 2014 года только в Паттайе, по данным таиландских властей, бредили более 60 тысяч россиян. ...

[26 Мая 2018, 02:52] evgen69th Здесь есть нацеленный обман, т.к. "аналогов которому в России до сих пор не существовало" - это откровенная ложь. Уже 17-й сезон существует Байкальский проект - https://baikalproject.com - который является первопроходцем образовательной ...

[29 Апреля 2018, 17:49] Denis Точно Шмаков говорит, не допустят депутаты такого "равноправия" с обычными людьми. Подзажрались уже, даже если раньше были рабочими. пять лет в думе и бронзовеют. Хотя, было бы прикольно посмотреть, как они ...

Новости шоу-бизнеса

Стефани Майер объявила, что напишет еще две книги о вампирах из "Сумерек"

Стефани Майер объявила, что напишет еще две книги о вампирах из "Сумерек"

МОСКВА, 15 августа —. Стефани Майер, у которой в начале августа вышла книга Солнце полуночи ( Midnight sun ), написанная от лица вампира Эдварда из саги Сумерки, обнародовала, что планирует создать еще два романа в этой же серии, сообщает USA Today. Американская писательница … Прочитать