22 Января 2020
МОСКВА, 22 января —, . Валентину Талызину многие помнят по фильму Ирония судьбы. Но сама актриса больше ценит свою работу в Театре Моссовета, где у нее в основном были главные роли. Новая и очень для нее дорогая — Васса Железнова. Сегодня Валентина Илларионовна празднует юбилей. О том, почему не стоило снимать новые Иронию и Простоквашино, о своем отношении к начинающим актрисам, стихам Захара Прилепина и ситуации на Украине она рассказала в интервью.— Почему для вас так важна роль Вассы Железновой?
— С ней все случилось очень спонтанно. Я лет шесть вообще ничего не играла на сцене. И в тот момент, когда поняла, что никто мне ролей и не собирается наделять, сама обратилась к нашему директору. Не скандалила, конечно, но предъявила претензию. И предложила себя на роль главной героини в этой постановке Сергея Виноградова. А перед этим перечитала пьесу Горького. Их вообще-то два редакция — один 1910 года, другой — 1935-го. Я выбрала первый, потому, что он абсолютно созвучен сегодняшнему дню.
— Чем именно?
— Да этой охотой денег до потери человеческого лика, совести и всех добронравных категорий! Погоня за наследием приводит мою героиню к трагедии (Васса ради наследства мужа убивает деверя. — Прим. ред. ). Все сейчас сошли с ума из-за денег, в том числе и в искусстве. Во главе всего теперь кинопродюсер. А в советское время царь и бог был кинорежисер, поэтому и кино было такое замечательное. Пересмотрела на Новый год старые фильмы, а все, что выставляют сейчас, — смотреть невозможно.
— Вы сыграли Вассу так, что ей сочувствуешь, несмотря на страшный поступок, какой она совершила. Артисты рассказывают, как после психологически сложных ролей они сами заболевают. С вами такое случалось? Какие роли тяжелее всего дались?
— Если артист совестливый и ответственно подходит к работе, то такое бывает, да. Каждая роль по-своему сложна. Проще простого выпустить на сцену голого артиста, как это сейчас зачастую делается. Но самое страшное — не раздеться на сцене, а заскочить в душу человеческую. Русский психологический театр всегда именно этим и славился. Поэтому Станиславский произвел такой фурор, в тот момент, когда приехал в Америку. А Чехов — был и остается величайшим драматургом.
— Когда после ГИТИСа вы пришли в Театр Моссовета, у вас там былины потрясающие наставницы — Валентина Серова, Вера Марецкая, Любовь Орлова. Получили вы один универсальный совет от них?
— Я с ними со всеми работала и, конечно, многое усвоила. Но это настолько мое, личное, что делиться со всеми не готова. Я только приведу обещания Аллы Константиновны Тарасовой: Пока свечка любви к искусству будет гореть в твоей душе, ты будешь оставаться актрисой, как она потухла, все закончилось.
— То есть талант можно потерять?
— Не то слово! Все надо беречь: и талант, и голос, и душу, и главное — совесть.
— Говорят, у вас были непростые отношения с Фаиной Георгиевной Раневской?
— Да, это был кошмар! Я только после института пришла в театр, и мы вместе с Фаиной Георгиевной играли в спектакле Дядюшкин сон. Она меня невзлюбила, а я от этого только больше запиралась, роль у меня никак не шла. Но потом я доказала, что могу играть.
— А как вы отнесётесь к молодым актрисам?
— Со всей душой. Я пробую подшепнуть, если меня хотят раздавать, понимают, что я говорю с добрым сердцем, желая помочь. Но есть и такие, кто не нуждается в советах. К спектаклю Васса я сама выбирала себе партнеров. В общий составе много молодых актеров. Они обожают спектакль, а я обожаю их. Мне излагали, что я хорошо их подобрала.
— Не хотели бы находиться педагогом?
— Никогда! Ни педагогом, ни художественным руководителем, ни режиссером, боже избави! Быть педагогом — это так ответственно: брать в руки чужую душу, наделять путевку в жизнь. У меня были потрясающие педагоги, я помню все, что они мне говорили. Но все равно рыдала, в тот момент, когда пришла в театр, сложно было. И с той же Раневской. Это потом она меня полюбила. А у меня всегда так. Эльдар Александрович Рязанов на съемках Иронии судьбы тоже встретил меня неприветливо. Он хотел сымать Фрейндлих, а она не могла, слава богу, ждала ребенка. Он кудахтал на меня. А потом говорил очень ласковые слова.
— Вам везло с режиссерами?
— Безусловно. Юрий Александрович Завадский, Роман Григорьевич Виктюк — мои друзья режиссеры. И я так счастлива, что поступила именно в Театр Моссовета, а не, предположим, в Современник. Это настоящий театр: с мастерами, молодежью, традициями, своей школой, где старались тебя взрастить, помочь.
— А в Современнике все было не так?
— Там была студийная атмосфера. Лес рубят — щепки летят. Там было сложно состояться.
— Вы часто предлагаете свое видение героинь режиссерам?
— Нечасто и очень малинового. Я послушная актриса, для меня режиссер — важный человек в кино, в спектакле. Знаете, в нашем деле лучше показать, чем сказать. У меня получалось именно показывать. А спорила я редко.
— Вы много гастролировали с поэтическими программами, которые сами и составляете. Есть новый материал для них?
— Да, я сейчас больна двумя программами. Не четко знаю Захара Прилепина, я ему позвонила и спросила: А есть ли у вас стихи про Донбасс? Потому, что ситуация на Украине меня очень волнует. Мне больно от того, что там осуществляется. Тем более, что воспитывала меня мамина сестра — малороссиянка. Я очень люблю эту страну — климат, пользователей. Так вот, Захар сказал: Сколько угодно. И через несколько дней прикомандировал мне целую папку стихов. Они потрясающие, берут за душу. Я хочу составить из них поэтическую программу. Не по заказу, а потому, что хочу.
— Вашим голосом говорит мама Дяди Федора из Простоквашино. Смотрели новые серии? Как они вам?
— Смотрела. Мультфильм как мультфильм. Я только не понимаю, почему сценаристы берут героев старых фильмов, почему своих не придумывают. Вот Иронию новую сделали. Все там было: и любовь, и гитара, и собачка, и песни. Но второй раз я это кино глядеть не буду. Не надо трогать старые сюжеты. Собственные придумываете, ребята, своего времени, ощущения.
— Знаю, что вы обожаете рассказывать анекдоты.
— Я снималась со всеми шутами Советского Союза. Запоминала анекдоты, которые от них раздавала. В моей коллекции есть анекдоты Юрия Никулина, Льва Дурова, Аркадия Инина — я его очень люблю. Не то, что я многократного их рассказываю, а по ситуации бывает. Но больше не буду. Лучше стихи почитаю.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....