четверг, 02 мая 2024

Биография Константина Станиславского



Биография Константина Станиславского

17 Января 2023

Теоретик сценического искусства, гимнаст и режиссер, народный мастер СССР Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) родился 17 января (5 января по старому стилю) 1863 года в Москве в семье потомственных фабрикантов и промышленников Алексеевых. К театру имела отношение бабушка Станиславского по материнской судьбы, известная французская актриса Мари Варлей. В семье Алексеевых, в которой было девять детей, помимо обычных экземпляров, ребята изучали иностранные слоги, учились танцам, фехтованию.

Во время летнего отдыха устраивались праздники с фейерверками и любительские спектакли в специально построенном домашнем театре – Алексеевском кружке (1877-1888).

Инициатором театральных затей был молодой Константин Алексеев. В кассе ставились переводные водевили, песни.

В 1881 году, после окончания Лазаревского института восточных языков, Константин Алексеев начал службу в семейной фирме.

Занимаясь днем семейным бизнесом, вечерами играл в Алексеевском кружке. В январе 1885 года он принял театральный псевдоним Станиславский в честь артиста-любителя эскулапа Маркова, выступавшего под данной фамилией.

С 1886 года – член дирекции и казначей Московского отделения Русского музыкального общества и Московской консерватории.

В 1888 году вместе с певцом и педагогом Федором Комиссаржевским (Станиславский занимался у него вокалом), актером и режиссером Александром Федотовым и абстракционистом Федором Соллогубом Станиславский разработал план Московского общества искусства и печати (МОИиЛ), посвятил на него значительные личные средства.

Первый спектакль состоялся 20 декабря (8 декабря по старому стилю) 1888 года.

За десять лет работы МОИиЛ Станиславский стал признанным актером, которого сравнивали с лучшими исполнителями императорских театров. Особо выделялись его роли Анания Яковлева в Горькой судьбине и Платона Имшина в Самоуправцах Алексея Писемского (1888, 1889), Паратова в Бесприданнице Александра Островского (1890), а также Звездинцева в Плодах просвещения Льва Толстого (1891).

С января 1891 года Станиславский официально взял на себя в Обществе искусств руководство резервом и режиссерско-постановочной частью театра.

Им былины поставлены спектакли Уриэль Акоста бундесовского писателя Карла Гуцкова (1895), Отелло (1896), Много шума из ничего (1897) и Двенадцатая ночь (1897) английского драматурга Уильяма Шекспира, Польский еврей французских писателей Эмиля Эркмана и Александра Шатриана (1896), Потонувший колокол (1898) немецкого писателя Герхарта Гауптмана, в тот или других играл Акосту, Отелло, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха.

В 1898 году Станиславский вместе с аффектированным режиссером и педагогом Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр (МХТ), в труппку которого вошли актеры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества.

Первым спектаклем театра стал Царь Федор Иоаннович Алексея Толстого.

Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом театральном искусстве связано с постановкой пьесы Антона Чехова Чайка в 1898 году. Затем были опущенным другие пьесы Чехова – Дядя Ваня (1899), Три сестры (1901), Вишневый сад (1904). Эти спектакли ставились совместно Станиславским и Немировичем-Данченко.

Константин Станиславский впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра – единство художественного замысла, подчиняющего своему все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен. Он добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи настроения каждого эпизода, актуальной достоверности образов, подлинности комедиантского переживания.

С 1900-х годов Станиславский оказался разрабатывать учение о творчестве гимнаста, впоследствии ставшее известным как система Станиславского. В 1912 году совместно с режиссером Леопольдом Сулержицким он организовал при МХТ Первую студию, в тот или другой преподавал по своей системе.

По отзывам критики, шедеврами Станиславского в качестве актера на мхатовской сцене стали роли Астрова в Дяде Ване, Вершинина в Трех сестрах, Гаева в Вишневом саде Чехова, Штокмана в Докторе Штокмане Генрика Ибсена, Сатина в пьесе Максима Горького На дне.

Станиславский играл роли Фамусова в Горе от ума (1906) Александра Грибоедова, Ракитина в Месяце в деревне (1909) Ивана Тургенева, Крутицкого На всякого философа довольно простоты (1910) Александра Островского, Аргана в Мнимом больном (1913) французского драматурга Жана-Батиста Мольера, Кавалера в Хозяйке гостиницы италийского драматурга Карло Гольдони (1914).

Первой постановкой Станиславского в МХТ после революции стал Каин британского поэта Джорджа Байрона (1920), известность также привлёк спектакль Ревизор (1921) Николая Гоголя.

Деятельность Станиславского в 1920-1930-е годы определялась его желанием учесть традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В то промежуток время Художественному театру предъявлялись социально-политические обвинения, в прессе звучали обвинения в отсталости, в нежелании принять революционную действительность. Постановка Горячего сердца (1926) по пьесе Александра Островского оказалась ответом на эти нападки. Стремительная легкость темпа отличала Безумный день, или Женитьба Фигаро французского драматурга Пьера-Огюстена Бомарше (1927).

После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный один вечер в Художественном театре в 1928 году, врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. В 1929 году он вернулся к работе, сосредоточившись на духовных изысканиях и на педагогических пробах своей системы.

Среди постановок Художественного театра 1930-х годов, в тот или других Станиславский принимал участие, – Страх Александра Афиногенова (1931), Мертвые души по Николаю Гоголю (1932), Таланты и поклонники Александра Островского (1933), Мольер Михаила Булгакова (1936) и другие.

Константин Станиславский в 1918 году стал инициатором и руководителем Оперной студии при Большом театре. В 1924 году студии было присвоено имя Станиславского, в 1926 году она была преобразована в Государственную оперную студию-театр имени Станиславского, в 1928 году – в Государственный оперный театр имени Станиславского. В 1941 году путем его объединения с Музыкальным театром имени Вл. И. Немировича-Данченко был образован Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Константином Станиславским были поставлены оперы Евгений Онегин (1922) и Пиковая дама (1930) Петра Чайковского, Царская невеста (1926), Майская ночь (1928) и Золотой петушок (1932) Николая Римского-Корсакова, Богема (1927) Джакомо Пуччини, Борис Годунов (1929) Модеста Мусоргского, Севильский цирюльник (1933) Джоаккино Россини, Кармен (1935) Жоржа Бизе и Дон Паскуале (1936) Гаэтано Доницетти.

С 1922 по 1923 год вместе с труппой Московского образного театра Станиславский выезжал на гастроли в США. Несколько актеров решили не возвращаться в СССР и остались за границей, став активными пропагандистами метода Станиславского в Европе и Америке.

Во промежуток время пребывания в США Станиславский привлёк заказ на книгу о своей школе, результатом чего оказался его труд Моя жизнь в искусстве, изданный в 1924 году в США, а в 1926 году – в СССР. В 1938 году был опубликован первый том его книги Работа актера над собой.

Константин Станиславский был удостоен различных званий и наград. Он был почетным академиком Российской академии доктрин (1917), Академии наук СССР (1925). В 1936 году Константину Станиславскому было присвоено звание народный артист СССР. Он был награжден орденом Ленина (1937) и орденом Трудового Красного Знамени (1938).

Константин Станиславский скончался в Москве 7 августа 1938 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В Москве в доме, где жил Станиславский, в 1948 году был организован музей.

В сентябре 2014 года в центре Москвы в Камергерском переулке, где расположен Московский образный театр им. Чехова (МХТ), был искренний памятника его основателям – Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко.

Памятник Станиславскому также установлен в Караганде (Казахстан) перед входом в Русский драматический театр, тот или другой его носит его имя.

Именем главрежа также названы Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Электротеатр Станиславский, Ереванский русский драматический театр.

В рамках Московского международного кинофестиваля(по)даётся почетный приз – Верю. Константин Станиславский с формулировкой За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского.

Именем Станиславского названы улицы в различных городах России и ближнего зарубежья.

В 1998 году Банк России выпустил две серебряные деньги номиналом 2 рубля, посвященные 135-летию со дня рождения Станиславского.


Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Путин: наш новый нацпроект называется "Семья"




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

В форуме "Гитары в строю" примут участие представители 12 стран

МОСКВА, 2 мая кружковцами второго Международного антифашистского форума деятелей культуры Гитары в строю станут представители 12 стран, в том числе Италии, Великобритании, Колумбии, Словении, Черногории, Китая, Сербии, сообщает отдел связи с общественность правительства Самарской области. Форум стартовал накануне в областной столице. Он … Прочитать