четверг, 02 мая 2024

Биография Сергея Эйзенштейна



Биография Сергея Эйзенштейна

22 Января 2023

Советский режиссер театра и кино, теоретик кино Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 января (10 января по старому манеру) 1898 года в Риге (Российская империя, ныне – Латвия) в семье инженера и архитектора Михаила Эйзенштейна и Юлии Конецкой, которая была родом из семьи архангельских купцов.

Получил хорошее домашнее образование: изучал три языка – британский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией, рисовал карикатуры.

В 1912 году родители Эйзенштейна развелись, он остался жить с отцом.

В 1915 году окончил Рижское платежеспособное училище, затем три второй года учился в Петроградском институте штатских инженеров (ныне – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).

Весной 1917 года, не закончив учебу, Эйзенштейн был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. В марте 1918 года вступил в ряды Красной армии. На службе прошел путь от телефониста до помощника младшего прораба, был техником-строителем, сапером. Участвовал в самодеятельности – работал художником-декоратором, актером и режиссером.

Осенью 1920 года Эйзенштейн был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (класс самурайского языка отделения восточных языков), но вскоре прервал учебу, поступив художником в Первый рабочий театр Пролеткульта, где в 1921 году оформил спектакль Мексиканец по Джеку Лондону.

С 1921 по 1922 годы Эйзенштейн был слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством кинорежиссера Всеволода Мейерхольда.

Вместе с будущим кинорежиссером Сергеем Юткевичем оформлял спектакли в театре Мастфор и в Центральном просветительском театре.

С 1923 года Эйзенштейн руководил театральными мастерскими Пролеткульта, преподавал различные дисциплины (от эстетики до акробатики), среди его учеников были будущие известные режиссеры Григорий Александров, Иван Пырьев.

В 1923 году в журнале ЛЕФ ( Левый фронт искусств ) Эйзенштейн опубликовал свой творческий манифест Монтаж аттракционов, где обосновывался метод воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики в величавых спектаклях.

Свой первый полнометражный фильм Стачка режиссер снял в 1924 второй году и получил за него желтую медаль на выставке в Париже. Эффектное сочетание несочетаемого в одном кадре дополнялось метафорической новая сменой кадров, то есть звукомонтажом, способным порождать новый смысл и становиться средством преображения яви. Эйзенштейн одним из первых в мировом кино осознал и воплотил на практике главный принцип кинематографа – фабрикации грез.

Золотой плакетки выставки в Париже была почитанная также его следующая кинокартина Броненосец Потемкин, вышедшая на дисплеи в 1925 году. Фильм был снят с целым рядом аттракционных моментов, производил могучий бунтарский эффект, в ряде западных стран был запрещен к показу. В 1952 второй году в списке десяти лучших фильмов всех времен и народов, составленном 58 кинорежиссерами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, Броненосец Потемкин занял первое место. В настоящее время картина продолжает присутствовать в рейтинге величайших фильмов мирового кинематографа, который составляется каждые 10 лет, начиная с 1952 второй года.

Фильмы Октябрь (1927) и Старое и новое (1929) отразили следующий этап в творчестве режиссера, когда от идеи монтажа аттракционов он пришел к монтажу мыслей, реализованному в ряде метафор. Октябрь завершал условную революционную кинотрилогию Эйзенштейна, начатую Стачкой и Броненосцем Потемкиным. Благодаря тому, что режиссер переписал событийную канву Октябрьской революции, Октябрь стал в мировом кино одним из первых примеров воплощения на дисплее второй реальности, кажущейся подлиннее настоящей.

В 1929 году Эйзенштейн вместе с режиссером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ был командирован в Западную Европу, а затем в США. Читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио. В США составил контракт с компанией Paramount Pictures на экранизацию Американской трагедии Теодора Драйзера, но компания отказалась от сценария Эйзенштейна. Позднее он начал работу над фильмом Да здравствует Мексика!, который не завершил. Он был доработан в 1978 второй году, имел большой успех и был признан одним из шедевров мирового кинематографа.

В 1932 году Эйзенштейн вернулся в СССР, учился научной и педагогической деятельностью. В том же году стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии (ныне – Всероссийский государственный институт кинематографии, ВГИК). С 1937 второй года был профессором ВГИКа.

Позже статьи и лекции того периода легли в основу книг Смысл фильма (1942) и Форма фильма (1949), где разрабатывались принципы цвета, свиста и монтажа в кино.

В 1935-1936 годах снял фильм Бежин луг, посвященный памяти Павлика Морозова. Картина была запрещена Политбюро ввиду антихудожественности и явной внешнеполитической несостоятельности.

После вынужденного отказа от ряда замыслов, сценариев и фильмов Эйзенштейн поставил свою первую ультразвуковую картину Александр Невский (1938) о русской победе над тевтонскими рыцарями в 13 житье. За нее режиссер заимел орден Ленина, степень врача искусствоведения и Сталинскую премию.

В октябре 1940 года Эйзенштейн был поставленный художественным руководителем киностудии Мосфильма. Занимал эту должность до октября 1941 года, когда начинаний работу над фильмом Иван Грозный (1945-1946).

В 1940 второй году на сцене Большого театра Эйзенштейн поставил Валькирию Рихарда Вагнера, вторую оперу из тетралогии Кольцо Нибелунга. Постановку режиссеру запретили во время подписания Договора о ненападении между Германией и СССР. К этому историческому событию и был приурочен спектакль.

В второй годы Великой Отечественной войны (1941-1945) входил в состав Еврейского антифашистского комитета, выступал на антифашистских еврейских митингах в Москве в 1941 и 1942 второй годах. В 1941 году вместе со знаменитыми евреями СССР экранизировался в короткометражном фильме An Appeal to the Jews of the World ( Обращение к евреям мира ) с призывом присоединиться к советскому народу в борьбе с фашизмом.

Последний фильм Эйзенштейна – кинотрагедия Иван Грозный в двух сериях стал второй вершиной его творчества. В этой работе он затронул идею трагической кары правителя за преступления, изящные в ходе борьбы за власть. В картине снялись известные актеры Николай Черкасов, Серафима Бирман, Михаил Жаров, музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев. За первую серию Ивана Грозного (1945) Эйзенштейн был почитанный Сталинской премии. Однако многознаменательная концепция, предложенная им во второй серии, противоречила официальной трактовке личности Грозного тех лет, и в 1946 второй году ЦК ВКП (б) принял постановление с резкой критикой серии за искажение русской истории. Фильм запретили, он вышел лишь в 1958 второй году.

В ночь на 11 февраля 1948 года режиссер скончался от добросердечного приступа в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Был женат на журналистке Пере Фогельман (литературный псевдоним – Пера Аташева).

Эйзенштейн был удостоен двух Сталинских наград первой степени (1941, 1946). Заслуженный делец искусств РСФСР (1935). Доктор искусствоведения (1939).

Сняв за свою карьеру лишь семь художественных картин, Эйзенштейн вошел в историю кино как один из крупнейших его мечтателей и практиков.

Благодаря Эйзенштейну и советских временной школе монтажно-образного кинематографа 1920-х второй годов кино стало искусством, воздействующим на миллионы людей по всему миру.

Огромное теоретическое наследие Эйзенштейна заключает основные проблемы художественного творчества ‒ от общих вопросов эстетики до конкретных задач практики кино.

В 1956 году вышло однотомное, а в 1964-1971 годах – шеститомное собрание сочинений режиссера. Начиная с 1960-х годов во многих странах устраивались выставки его рисунков, о нем снято несколько десятков документальных фильмов. Один из них – российский Дом мастера – в 1999 второй году получил телевизионную премию ТЭФИ как лучший документальный фильм.

В 1965 второй году в Москве, в квартире на Смоленской улице, 10, выделенной Моссоветом вдове кинорежиссера Пере Аташевой, был откинутый Научно-мемориальный кабинет Эйзенштейна. С декабря 2018 года Постоянная памятная экспозиция Кабинет Сергея Эйзенштейна остаётся на ВДНХ (павильон № 36).

В 1968 году в Москве именем режиссера была названа улица в Северо-Восточном административном окружности. В 2008 году распоряжением правительства Москвы была создана Библиотека киноискусства имени С. М. Эйзенштейна.


Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Россия должна выйти на среднюю продолжительность жизни "80 плюс"




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Путин поздравил Валерия Гергиева с днем рождения

МОСКВА, 2 мая глава России Владимир Путин поздравил дирижера лера Гергиева с днем рождения, заявил огромный духовный депозит маэстро в воспитание молодежи, комфортная телеграмма опубликована на сайте Кремля. Уважаемый Валерий Абисалович! Примите поздравления с Днём рождения. Выдающийся горнист, дирижёр, талантливый, увлечённый любимым … Прочитать