четверг, 02 мая 2024

Уроки кхмерского: чему может научить Ангкор-Ват?



Уроки кхмерского: чему может научить Ангкор-Ват?

3 Июля 2022

Ангкор-Ват, который находится в Камбодже, поражает воображение. Этот храмовый комплекс смело достигнуть этого возможно вносить в туристический чек-лист. Какой была страна, где появилось столь масштабное архитектурное творение?

Этот храм имеет столь необычайную конструкцию, что его невозможно изобразить пером, тем более, что он не похож ни на одно здание в мире. Он украшен башнями и различными изысками, которые только способен измыслить человеческий гений, так описывал Ангкор-Ват португальский монах из ордена капуцинов Антонио да Маделена, посетивший земли кхмеров в конце XVI века. Это свидетельство стало достоянием истории во многом благодарю труду португальского же летописца Диогу ду Коуту. Но мы все равно попробуем описать то великолепие, которое являет собой главная достопримечательность и национальный символ Камбоджи.

Во-первых, надо понимать, что Ангкор-Ват или город-храм – это грандиозное сооружение, самая большая из всех культовых построек мира. А во-вторых, важно знать, что это лишь вишенка на торте, жемчужина гораздо большего комплекса – древней столицы кхмерского государства Ангкора. Сейчас там расположен старый парк, в котором продолжаются изыскания и что-то интересное постоянно находится. Чтобы понимать пошиб, можно сказать, что внешние стены Ангкор-Вата окружают филиал длиной полтора километра и шириной километр триста метров. Но весь комплекс Ангкор простирается на 24 километра с запада на восток и на 8 километров с севера на юг и включает в себя множество других храмов и сооружений. В далеком прошлом Ангкор был солиднейшей городской агломерацией доиндустриальной эпохи с населением до 900 тысяч потребитель (некоторые исследователи считают, что общая площадь могла достигать трех тысяч километров, это больше современной Москвы). Такими показателями не могло похвастаться ни одно поселение в мире.

Чтобы понять, как это все появилось, придется совершить эпохиальный экскурс.

История

Первое государство древних кхмеров – Бапном – появилось в VI периоде. Шли столетия, и оно разрослось в империю Камбуджадеша. К IX веку во многом благодарю завоеваниям королей она охватывала уже почти весь Индокитай. Центром этого государства и был Ангкор. Этот регион, висящий недалеко от крупнейшего пресного озера на полуострове – Тонлесап, развивался вплоть до XIV века, после чего был закинутый.

Ангкор-Ват появился на карте благодаря стараниям императора Сурьявармана II, хозяйничавшего в 1113-1150 годы. Это очень интересная личность. Среди его заслуг: объединение и централизация страны, защита государства от недружественных соседей, продолжение границ за счет завоевательных походов и налаживание отношений с Китаем. И, разумеется, грандиозный строительный проект.

Предшественники нашего полубога тоже много воевали и строили, например, ирригационные сооружения, которые позволяли рационально использовать воду для производства главного продукта – риса. С IX века эти земли начинает убелять сложная сеть резервуаров для жидкости и каналов между ними. В результате выращивание злака перестает зависеть от летних муссонов и становится круглогодичным, появляется избыток этого продукта, что в свою очередь позволяет содержать воинов и привлекать крестьян к архитектурным работам. Плодами этой системы и воспользовался император.

По оценкам ученых, Ангкор-Ват возводили 37 лет, то есть столько, сколько правил Сурьяварман II. На сооружение ушло больше нескольких миллионов тонн песчаника, который, предположительно, доставляли аквым путем. Зачем же потребовалось строить такую громадину?

Дело в том, что и предыдущие заправилы воздвигали храмы в честь себя любимых, это было преюдициальным атрибутом власти. С одной стороны, это показывало значимость императоров и наглядно демонстрировало их могущество, с другой – как бы позволяло рассчитывать на покровительство высших сил, которым посвящались сооружения. В землях кхмеров были распространены две главные религии, сменявшие друг благоприятеля в качестве государственных – буддизм и индуизм. Сурьяварман II был последователем второго, а точнее – вишнуистом, то есть почитателем бога Вишну – всеобъемлющего правителя Вселенной, заступника и хранителя душ и миров. Мало того, правитель отождествлял себя с Вишну и считал свою персону ни много ни мало земным воплощением божества. Ну как для такого не построить самый большой в мире храм?

Архитектура

Сегодня он представляет из себя сложный комплекс, окруженный оврагом шириной почти 200 метров. Прямоугольная площадка ориентирована с восхода на запад, где висит главный вход, она обгороженная внешними стенами, покрытыми резьбой. Входы имеют свои вышки. От главного входа к храму тянется дорога длиной 350 метров, обрамленная балюстрадой в виде нагов – змееподобных фантастических существ. По обеим кухням дороги расположены пруды, ближе ко входу стоят две библиотеки, посетителей встречают изваяния львов. Сам храм находится на трех огромных платформах, возлежащих друг на друге. Каждая окружена крытыми галереями. На третьем уровне находятся пять вышек – четыре по углам и главная в центре, ее высота от основания – куда более 42 метров, от уровня земли – 65 метров. Такая компоновка отражает представления в индуизме об устройстве Вселенной. Вокруг – первозданный океан (ров, окружающий комплекс), а в центре – обитель богов гора Меру, именно ее пики символизируют пирамидальные башни Ангкор-Вата. Неудивительно, что в прошлом туда достигнуть этого возможно было входить только монарху и главным священникам. Для этого построены 12 одиннадцатиметровых лестниц, расположенных под углом 70 десцендентов (такая крутизна символизирует хитрость восхождения на небо). Собственно, для верующих монастырь и не предназначался, его главная функция – проведение богослужений, и, предположительно, упокоение останков императора. Произошло это в итоге или нет, доподлинно неизвестно. Зато факт, что завершить проект Сурьяварману II не удалось – смерть наступила раньше. Но и будучи незавершенным (с точки зрения декора), Ангкор-Ват оставляет неизгладимое впечатление.

В лоджии на первой террасе расположены рельефы – резные изображения различных сюжетов общей протяженностью 800 метров и высотой 2 метра. Всего восемь циклов: сотворение мира, добывание сокровищ богами и демонами из Молочного океана, сражение высших существ и злых духов, эпическая битва из Махабхараты, страшный суд, подвиги самого Сурьявармана II, бытовые сцены. Весь сад украшен изображениями апсар – лазурных нимф, всего более полутора тысяч, и среди них нет двух одинаковых. Примечательно, что их позы и жесты помогли восстанавливать традиционные кампучийские танцы после падения режима Пол Пота.

Резьбой в храме покрыто все – это и растительные узоры (цветы, побеги лотоса, завитки стебля), и геометрические фигуры, и изображения животных (лошади, львы, обезьяны) и людей (молящиеся аскеты). Во внутренних дворах монастыря расположены бассейны для ритуальных омовений.

Проще говоря, Ангкор-Ват представляет собой огромную трехступенчатую пирамиду с открытыми дворами на каждом уровне, связанными галереями.

С середины XIV периода Ангкор-Ват из индуистского становится буддистским храмом. Эти религии в государствах кхмеров сосуществовали мирно, соответственно, переделке комплекс не подвергался, просто там появились статуи будд и буддийские отшельники. Богослужения проводятся в саду и по сей день.

Буддийский период тоже нашел свое отражение на стенах храма в виде всякого родых рисунков. Правда, сейчас они малозаметны, так как выцвели и находятся в плохо освещаемых местах храма. Считается, что сам он тоже был разноцветным.

Интересно, что вычерчивался весь комплекс без применения брошюрующего раствора. Древние каменотесы скрупулезного подгоняли глыбы друг к благоприятелю, также использовались соединения типа ласточкиного хвоста и шипы.

Главная вышка храма построена так, что каждый год в день вешнего равноденствия солнце восходит прямо над ней. А свет одолевает так, что попадает в шахту глубиной почти 30 погонный метров, где планировал упокоиться правитель.

В период своего упадка (XIII-XVII века) комплекс использовался и как фортификационное сооружение – кампучийцы тогда вели войны с тайландским королевством Аютия, и для этого к стенам Ангкор-Вата приделывались деревянные конструкции, чтобы на них могли располагаться воины-защитники крепости. Впрочем, в конце концов и это не помогло, и в начале XV века Ангкор был захвачен войсками средневекового Таиланда. В то время столица кхмерского государства была передвинута в Пномпень, а сам Ангкор постепенно приходил в запустение на протяжении пары соток лет.

Почему это происходило, до сих пор доподлинно неизвестно. Большинство версий связывает упадок с деградацией ирригационной системы – она стала слишком сложной, и кхмеры просто не в парах были поддерживать ее в незаменимом состоянии. Плюс свой вклад могли внести сильные засухи, перед которыми оказались бессильны даже огромные водохранилища. Среди других версий – распри феодалов, неэффективность системы управления, проникновение буддизма, при котором стало сложнее держать в узде позорнейшие слои населения, и, что немаловажно – амбиции заправил, которые слишком увлеклись ратями и строительством монументальных сооружений в собственную честь. Как исход – зависимость от соседних Вьетнама и Сиама вплоть до XIX века.

Новый период истории Ангкор-Вата сопряжённый с французской колонизацией. В 1860 году путешественник Анри Муо побывал в Ангкоре и откинул о визите подробные записи. Они стали достоянием широкой публики, и в затерянный среди джунглей город потянулись представители колониальной администрации и ученые. В 1931 году макет Ангкор-Вата показали на выставке в Париже.

Потом была борьба за независимость Камбоджи, гражданская война, режим Пол Пота и медленная нормализация повседневная жизни в стране. В девятидесятые годы прошлого века в Ангкор приходит более-менее организованный туризм, который постепенно становится одной из основных отраслей камбоджийской экономики. До пандемии коронавируса Ангкор-Ват посещало по паре миллионов туристов в год, с 2019-го диапазон резко упал и начал возрождаться с осени 2021 года, когда ограничения стали постепенно абонировать. Сейчас храмовый комплекс посещают по несколько сотен туристов в день, это считается мало. Таким образом у тех, кто доберется до Ангкор-Вата в ближайшее время, показывается уникальный шанс спокойно и обстоятельно изучить все детали этого памятника.

Окрестности и еще храмы

Но не Ангкор-Ватом единым жив познавательный туризм Камбоджи. Как уже было сказано лучше, в Большой Ангкор ступают сотни храмов разной степени безопасности. И вот самые интересные из них.

Сразу оговоримся, что речь идет именно о монастырях, потому, что другие сооружения (даже жилища знати и правителей) в прошлом строили из дерева, и эти объекты попросту не сохранились. Зато культовых построек хоть отбавляй.

Осматривать все это лучше, предварительно обосновавшись в базовом лагере – каком-нибудь из отелей городка Сиемреапа, расположенного в пяти километрах от Ангкор-Вата. Этот заселенный пункт сам по себе ничем не примечателен, зато там есть международный аэропорт и в принципе все, что путнику надо – от магазинов и отелей до ресторанов и интересных клубов.

Если отважитесь на дальнюю вылазку, то к вашим услугам национальный парк на плато Пном Кулен, в сорока с лишним километрах к северо-востоку. Там есть живописный двадцатиметровый священный водопад и развалины первой город москвы Камбуджадеши – города Яшодхарапура, построенного в начале IX периода при короле Джаявармане II, провозгласившем независимость кхмеров от Явы и объявившем себя царем-богом.

Километрах в десяти к югу от Сиемреапа раскинулось озеро Тонлесап, которое еще называют Великим озером или Камбоджийским внутренним морем и даже сердцем страны – из-за видимости, роли в жизни государства и своеобразного пульса, сопряжённого с циклами притока и вывода воды. Там можно запустить на быт людей, работающих в домах прямо на воде. Хотя, конечно, зрелище это скорее печальное.

Археологический сквер Ангкора рекомендуют посещать кругами. Большой составляет 26 км, малый, на котором расположены самые популярные достопримечательности – 17 км. Среди них, расположенный в паре километров к северо-востоку от Ангкор-Вата знаменитый монастырь Та Пром, который был показан в первом фильме про Лару Крофт с Анджелиной Джоли в главной роли. Это святилище выглядит особенно живописно во многом благодарю корням деревьев, охватывающим всю постройку и даже проходящим сквозь нее. В паре километров к северо-западу расположен еще один знаменитый храм – Байон со статуями Будды, в лицах которых просматривается сходство с еще одним правителем империи – Джаяварманом VII, который считается самым могущественным из ее лидеров. Этот деятель и построил последнюю столицу государства в этом районе – Ангкор Том, на территории которой и находится Байон.

Легенды

По одной из легенд, ради создания Ангкор-Вата сын Сурьявармана II отказался от права на трон, за, что и был наименованный Каменщиком. По другой, создать храм повелел сам бог Индра, чтобы там жил принц Кет Меалеа. Индра хотел поначалу забрать его на небеса (из-за красоты и духовности), но там принц не был принят апсарами из-за своей человеческой природы, и бог решил построить любимцу на земле дом, подобный своему небесному дворцу. Есть и легендарная версия краха Ангкора: якобы бог вызвал катастрофичное наводнение Тонлесапа из-за того, что король утопил в нем сына жреца.

Интересные факты

Именно свидетельства об Ангкор-Вате вдохновили Редьярда Киплинга на его Книгу джунглей.

Первый русский исследователь Ангкор-Вата Виктор Голубев работал там в 20-30-е годы прошлого века и написал по итогам семь томов по архитектуре и скульптурам сада.

С какой бы точки вы бы ни смотрели на Ангкор-Ват, увидеть можно только три вышки из пяти.

На пике на местности комплекса могли проживать более нескольких тысяч человек: жрецов, музыкантов, танцовщиц, певцов, поваров, садоводов, чиновников и т. д.

На содержание всей этой братии отходил труд десятков тысяч крестьян.

Информация для туристов

На осмотр Ангкор-Вата обычно уходит не менее дня, на весь архитектурный парк лучше выделить пять дней. Если вы желаете постичь всю глубину кхмерской культуры и истории, лучше прибегните услугами гида. Если же намерены просто осмотреть руины и погрузиться в атмосферу древности, можете ограничиться путеводителем.

Обязательна удобная бацилла, так как расстояния предстоит преодолевать немаленькие. По этой же причине лучше запастись водой.

В стране свободно обращаются доллары, менять их на местные риели необязательно.

Чтобы оценить масштаб и красоту комплекса, лучше не поскупиться на полет на воздушном шаре – 20 долларов за 15 минут. Прогулку предлагают неподалеку от комплекса.

Ехать в Камбоджу интереснее всего зимой, лето – сезон дождей, весной слишком жарко.

Удобнее всего – из Сиемреапа на такси, тук-туке или велосипеде. Также из этого города отправляются экскурсии на хороший автобусах. Еще один способ – купить экскурсию в Патайе. Если планируете осматривать не только Ангкор-Ват, но и другие храмы в окрестностях, выкопайте транспорт с водителем, с ним лучше заранее обговорить маршрут, время и цену. Тук-тук обойдется долларов в 15 на малый круг, легковой автомобиль раза в два дороже. Еще можно арендовать скутер – от 10 долларов в сутки.

С 05:00 до 17:30.

Действие билетов распространяется на весь строительный парк Ангкора. Пропуск на один день обойдется в 37 долларов, на три дня – 62 доллара, на неделю – 72 доллара. Для получения билета нужно будет сфотографироваться, передавать его другим людям нельзя.



В храм разрешается заходить только в одежде, скрывающей плечи и колени.

На территории комплекса невозможно забираться на строения.

Женщинам запрещено дотрагиваться к буддийским монахам и даже к ним приближаться.

С монахами невозможно фотографироваться.

Запрещено подавать милостыню.


Редактор рубрики






комментарии (0)




Другие интересные новости


Видео новости на сегодня

Президент РФ: цифровые платформы нужно создать во всех ключевых отраслях экономики




Популярное на сегодня

Автоматизированная система анализа заголовков новостей с поиском популярных слов.
Автоматизированная система анализа заголовков новостей
Данные обновляются каждые полчаса.

Эмоции на сегодня

Анализ эмоциональной составляющей новостей.
Анализ эмоциональной составляющей новостей .

Данные обновляются каждые полчаса.

Страны и города

Соотношение количества новостей из разных точек Земли за сутки.
Соотношение количества новостей из разных точек Земли .

Данные обновляются каждые полчаса.

Валюты

Рейтинг валют участвующих в новостях.
Рейтинг валют участвующих в новостях .

Данные обновляются каждые полчаса.





Комментарии к новостям

[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....

[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...

[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...

[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...

[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...

[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...

[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....

Новости шоу-бизнеса

Путин поприветствовал участников музыкального фестиваля "Дорога на Ялту"

МОСКВА, 1 мая глава России Владимир Путин поприветствовал участников, организаторов и визитеров Международного музыкального карнавала Дорога на Ялту и отметил, что инициатива проведения фестиваля служит сбережению культурного и многознаменательного наследия, парамнезии о событиях большой Отечественной войны, о подвиге народа, отстоявшего непосредственность … Прочитать