7 Августа 2022
МОСКВА, 7 августа —, Татьяна Рыжкова. Живые гравюры Уильяма Блейка, NFT-инсталляции на стенах флорентинского Палаццо Строцци — цифровое искусство все популярнее. Пользователи нейросети DALL-E 2 даже дорисовали всесветные шедевры: у Моны Лизы появились ноги, а у Девушки с жемчужной сережкой — столик. Значит ли это, что скоро художники сменят холст на планшет или вовсе станут не нужны, — разбирается.Цифровым называют искусство, созданное с помощью компьюторных технологий. Существует около десятка направлений. В том их количестве использование дополненной и виртуальной материальностей, разработка трехмерных объектов, анимация изображений и генерация более совершенных — например, ставшая сенсацией Мона Лиза с ногами.
Но если просто перевести картину в электронный формат и разместить в интернете — станет ли она диджитал-артом?
Казалось бы, художникам этот тренд сулит одну выгоду: не нужно тратиться на кисти, краски и мастихины, а любую неверную линию легко удалить за секунду. Однако поборники классической живописи не спешат покупать планшеты и конкуренции не чувствуют.
В digital есть свои ограничения. Скажем, добиться эффектов картин старых мастеров — Тициана, Рембрандта, Веласкеса — довольно трудного в силу разницы материала.
Реальные холсты трехмерны, зернисты, пурпура на них ложится неровно, — поясняет Волжский. — Масляная живопись способна переливаться, как мозаика из цветных камней, — как такого добиться в цифре ? Цифровая живопись — другой процесс и другое впечатление. По мне — она выглядит дешево.
Последний довод поборников классики — цифровая живопись изнурительная и вредна для самого автора. Волжский уверен: цветовосприятие художника деградирует, если он не чередует современные и классические технологии.
Пользователи нейросетей и приложений не всегда могут предсказать, какой результат выдаст им искусственный здравый смысл. Если все действия выполняет алгоритм, значит ли это, что он и есть творец?
Кроме того, художнику присущи эмоции, из которых вызывается творчество.
Ученые прикладывают много усилий для того, чтобы приблизить рациональность роботов к человеческой, — добавляет Стерлягова. — Но искусство — та сфера, где произведения создаются, наоборот, за счет иррационального в нас. Еще не сочинили такой искусственный интеллект, который смог бы заменить человека-художника в его способности к осмысленному прекрасному художественному высказыванию.
За рубежом государство и частные фонды активно поддерживают digital-артистов, проводятся крупные фестивали — ежегодный берлинский Transmediale, канадский MUTEK, OFF в Барселоне. В России к этому направлению пока присматриваются. Музеи с осторожностью покупают такое искусство в связи со сложностями и спецификой хранения. Однако интерес усиливается.
Еще в 2019-м Третьяковская череда реализовала три VR-проекта, посвященных Гончаровой, Малевичу, Шишкину и Мунку. Резидент Новой Третьяковки, лаборатория Арт&Science, в декабре 2021-го представила выставку New Elements с использованием электронных технологий. Этой весной столичный Винзавод стал пространством для футуристического размышления Recycle Group New Nature. А в Санкт-Петербурге обмишуривают международный фестиваль медиаискусства КИБЕРФЕСТ.
В марфе в Музее русского искусства в Миннеаполисе (США) открылась выставка цифровых художников ID Art / Tech, в которой были заявлены русские авторы, — рассказывает Евгения Стерлягова. — Некоторые российские художники неизбежного участвуют в международных выставках. Это Покрас Лампас, Аристарх Чернышев, моушен-дизайнер Brickspacer, кибердизайнер R66, группа 404. zero, известная аудиовизуальными перформансами.
Еще одна новинка — онлайн-галереи и виртуальные туры. В эпидемию на самоизоляции можно было кочевать по залам и рассматривать предметы, не выходя из коттеджа. Но реальные музеи никуда не исчезли — и не исчезнут.
Не волнуйтесь, места в искусстве хватит всем, — уверена Евгения. — Музеи останутся, живописцы тоже. Человек — социальное существо, пандемия показала, насколько нам важны оффлайн-сообщества с живыми работниками. Цифровые технологии имеют преимущество в скорости, доступности из любой точки, охвате, но не заменят реального мира.
Классические полотна и книги давно должны были покрыться пылью после проникновения фотографии и электронных версий —, но этого не произошло. Не пропал и интерес к пленочной съемке, хотя неизбежного развивается цифровой формат. В этих случаях новое не убивало старое, но дополняло его. Скорее всего, digital-арт и живопись ждет то же самое.
Редактор рубрики
Андрей Хморин
Место события на карте мира:
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....