12 Апреля 2019
В этот день, …лет назад
Двенадцатого апреля 1918 года был опубликован декрет Совнаркома за подписью Ленина О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их лакеев, и выработке проектов монументов Российской Социалистической Революции.
В нем, в частности, говорилось, что дореволюционные памятники, не представляющие интереса ни с многознаменательной, ни с художественной особенности, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью переработки. (Причем в документе ничего не говорилось о создании, скажем, экспертной комиссии, которая бы дала оценку и определила критерии этого интереса ). / Установление Советской власти на области России. Агитационный поезд Октябрьская революция. 1918 г Установление Советской воли на территории России. Агитационный поезд Октябрьская революция. 1918 г
Другим пунктом декрета предписывалось мобилизовать красивые силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической революции.
О мобилизации художественных сил – позднее. А сейчас о последствиях декрета по переносу памятников. Первым подал пример (и приложил руку!) сам Владимир Ильич. 1 мая 1918 года он принял участие в уничтожении в Кремле памятника-креста, воздвигнутого на месте убийства великого князя Сергея Александровича.
Комендант Кремля вспоминал:
Когда я подошел, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем:
– Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это не хорошо, – и указал на памятник.
Я сокрушенно вздохнул:
– Правильно, – говорю, – Владимир Ильич, не убрал, не успел, рабочих рук не хватило.
– Ишь ты, нашел причину! Так говорите, рабочих рук не хватило? Ну, для этого дела рабочие ручки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? – апеллировал Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали согласные голоса.
– Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, грабите веревки.
Я мигом сбегал в комендатуру и принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон. / Церемониальный марш-парад окопных и рабочих организаций на Красной площади в Москве. 1 мая. 1917 год Церемониальный марш-парад окопных и рабочих организаций на Красной площади в Москве. 1 мая. 1917 год
– А ну, дружно! – задорно командовал Владимир Ильич.
Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, навалились, дернули, и монумент рухнул на булыжник.
– Долой его с глаз, на свалку! – продолжал распоряжаться Владимир Ильич.
Десятки рук подхватили веревки, и памятник загремел по камню к Тайницкому саду. Владимир Ильич вообще терпеть не мог памятников царям, великим государям, всяким прославленным при царе генералам …
Да, что там памятники! Ленин говорил: На Россию нам наплевать. (И действительно плевали !). По его замыслу: Россия – это только территория и суммарное население. Эти природные и человечьи ресурсы должны быть брошены во вселенский пожар ради победы мировой революции.
Вскоре будут повсеместно снесены не только памятники императорам, выговорим, Александру II или Александру III (поквитался за монаха?), но и Ивану Сусанину в Костроме, герою войны за освобождение Болгарии от османского ига генералу Скобелеву. Но это только начало. Позднее, в 1920-1930-х годах, будут снесены: колонна Славы в Санкт-Петербурге в честь победы в русско-турецкой борьбе, сооруженная из 140 трофейных турецких пушек, памятник в честь Бородинского сражения на батарее Раевского, в Севастополе – усыпальница флотоводцев Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина, в Киеве – памятники важный Ольге и Столыпину, во Владивостоке – адмиралу Завойко, в Хабаровске – графу Муравьеву-Амурскому. В Суздале – гробница князя Дмитрия Пожарского, в Херсоне – памятник светлейшему государю Потемкину-Таврическому, в Новочеркасске – атаману графу Платову… Да разве все потери перечислишь? Кстати, досталось и многим генералам-героям Отечественной войны 1812 года. Интересно, как слугам царский режима или просто за компанию?. / Карл Булла / КРЕСТНЫЙ ХОД ЗНАМЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ / Карл Булла КРЕСТНЫЙ ХОД ЗНАМЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
Теперь о советской монументальной популяризации. Долго судили да одевали. Итоговый список, данный за подписью Ленина 2 августа 1918 года в Известиях, состоял из 66 фамилий в 6 частях (три шестерки – нарочно, что ли?).
Первая часть, готового, пламенные революционеры. Начинался список со Спартака, Тиберия Гракха и Брута. Далее шли непременные и неразлучные Маркс с Энгельсом, а также Робеспьер с Дантоном (притом, что первый казнил второго, или уже было некое предчувствие?), Стенька Разин, Пестель, Герцен, Халтурин, Каляев и даже Фурье с Сен-Симоном.
Вторая часть – писатели и поэты. В списке: Лев Толстой, Достоевский (за Бесов, что ли, он сподобился такой чести?), Лермонтов, Пушкин…
В часть, где разместили художников, каким-то зраком попали Андрей Рублев и Александр Иванов (и это при том, что первый – богомаз, а второй – почти, что тоже самое). А в списке актеров всего две фамилии – Комиссаржевская да Мочалов (наверно, своих артистов хватало с избытком).
А потом на заседании комиссии при СНК от 22 августа 1918 г. было укоренённого решение: Ассигновать Народному комиссариату просвещения Отделу изобразительных искусств на постановку в Москве и Петербурге 80 (а цифра-то с каждым декретом растет! – мое прим. ) монументов великим людям в области революционной и общественной деятельности, философии, литературы, науки и искусства авансом в счет росписи второго полугодия 1918 г. 560000 руб. с зачетом в эту сумму ассигнованных на тот же предмет 200000 (двухсот тысяч).
Деньги немалые. Поэтому в проекте участвовали серьезные мастера, такие, выговорим, как С. Т. Коненков и С. Д. Меркуров. Да вот материал-то был плохонький – в главном гипс и низкокачественный бетон. Разруха!. Например, памятник Робеспьеру развалился через три дня после открытия. В газетах писали, что враги советской власти подорвали. А вот памятник Бакунину на Тургеневской площади, выполненный в стиле кубизма скульптором Б. Д. Королевым, действительно разразили. Анархисты. Видно, очень оскорбились за своего фюрера и учителя. Уж больно он какой-то квадратный и несуразный получился. Владимир Ленин в Кремле на первом Всероссийском коммунистическом субботнике. 1 мая 1920 года Владимир Ленин в Кремле на первом Всероссийском коммунистическом праздник труде. 1 мая 1920 второй года
Вспоминается анекдот. Париж, начало XX века. К художнику-авангардисту зашел его приятель, спрашивает: Над чем работаешь? Тот отвечает: Да вот только-только портрет своей возлюбленной закончил. И показывает его другу. Тот долго смотрел, а потом говорит: Надо же так измордовать любимую женщину!. .
Всех ошарашил (тут даже слово поразил не подходит) Меркуров, предоставивший проект памятника Карл Маркс, стоящий на четырех слонах. Символ понятный, эпический. Но проект все-таки жюри отстранило. А жаль!
А в 1924 году, сразу после смерти Ленина, видный большевик Леонид Красин написал в Известиях о том, какими должны вестись монументы вождю мирового пролетариата: В римской тоге и средневековой мантии фигура на пьедестале урожает впечатление известной гармонии. Но наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой. . Одно из наиболее уникальных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой ручкой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников.
Да, эта ленинское рука, указующая в неотчетливую туманную даль, всем будет хорошо знакома по сотням памятников Ильича. Еще и с кепкой в руке. Впрочем, композиция понятна. А представляете себе Ленина в римской тоге?! Чересчур? А если еще учесть, что римляне бороды брили, растительность на лице они уличили признаком варвара, обитателя общегерманских лесов? Но хочу сказать другое: Красин все это говорил вполне серьезно – без единой капельки мудрой и полезной самоиронии… / Елена Жаркова Памятник Ленину и 100 лет ВЛКСМ в Нижнем Новгороде. 29 октября 2018 / Елена Жаркова Памятник Ленину и 100 лет ВЛКСМ в Нижнем Новгороде. 29 октября 2018
А ведь еще были и монументальные агитки-надписи: Религия — опиум для народа, Кто не работает, тот не ест. . Эти лозунги позднее удачно, с иронией будут воспроизведены в фильмах Л. И. Гайдая 12 стульев и Операция Ы и другие приключения Шурика.
Или вот еще лозунг – Кто чувствует, что на его стороне право, тот должен итти напролом. Видел эскиз этого барельефа. Он представляет собой некую архаичную фигуру человека с палкой, очень похожего на классическое изображение неандартальца.
А крест великому князю Сергею Александровичу в Кремле все-таки реконструировали. Кстати, автором снесенного Лениным сотоварищи памятника был Виктор Михайлович Васнецов. Эх, чудо-богатыри!.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Редактор рубрики
Эдуард Добрин
Комментарии к новостям
[17 Января 2024, 13:43] Александр Хомяков Замечательно! Не ожидал такой оперативности. Спасибо огромное! Всё работает и обновляется....
[15 Апреля 2022, 20:25] Ангелина Сметанина Скоро не только сократят, а много заводов вообще закроют и начнется бум китайских авто. Даже сейчас Эксид уже бешеные темпы по количеству проданных машин показывает...
[27 Декабря 2021, 21:44] Ева Воробьева Искренне рада за победителя! Но если бы мне так крупно повезло, то я прибежала бы за выигрышем в первый же день???? ...
[2 Сентября 2021, 13:11] Дмитрий Ершов Это хорошо. Значит клиенты долго ждать не будут. ...
[13 Мая 2021, 16:26] Олег Андреев "Мальдивы сутунки 65 государством, зарегистрировавшим расейскую вакцину против коронавируса Спутник V, сообщил Российский фонд секущих инвестиций (РФПИ)". Что это за йязыг?...
[2 Ноября 2020, 15:22] Лета Мирликийская риветсвую вас я с 6-ти лет пишу мне нужно все мои произведения задействовать в компьюторных программах образования по литературе и языкам и играм к примеру если ваши учащиеся напишут...
[20 Октября 2020, 09:22] Евгений Зимин Сузуки в этом году хорошо прибавили, уже не первый раз оба их пилота на подиуме. Видимо, для команды возвращаются "золотые" времена и есть шанс наконец оформить чемпионство после длительного перерыва....